Ну, если коротко ответить на этот вопрос – то всем. Но на конкретных примерах можно увидеть, насколько отличаются подходы в решении управленческих задач, практикуемые товарищем Сталиным и господином Путиным/Медведевым.
Представим себе заседание Совета народных комиссаров СССР 70 лет назад. Обсуждается, например, вопрос строительства мостов в Сибири. Докладывает начальник треста «Главсибмостострой» товарищ Пупкин. Доклад вроде-бы идеологически выдержанный – он поблагодарил партию и правительство о неустанной заботе, отметил энтузиазм, с которым молодые строители коммунизма строят светлое будущие, отчитался об успехах в соцсоревонвании, которым охвачено 78% ударных комсомольских бригад, выразил уверненость в том, что темпы будут наращены… Но товарищ Сталин почему-то недоволен.
– А отвэтьте мнэ, товарыщ Пупкин – хмурится председатель СНК, – Почему из 88 мостов, которые вы должны были сдать в эксплуатацию к 1 июня сего года, ви сдали только 79 объектов?
Пупкин стремительно бледнеет и начинает лепетать, что мосты-то почти все готовы, да вот только их пока не успели принять соответствующие ведомства.
Что скажете, товарищ Ковалев? – обращается Сталин к наркому стальных путей Ковалеву.
– Наркомат путей сообщений не может принять 6 мостов, потому что они сделаны с браком, – чеканит Иван Владимирович. Соответствующие документы переданы исполнителю, однако до сих пор недостатки устранены не были.
– Товарыщ Берия, кажется, этот вопрос по вашей части, – еще сильнее хмурится Сталин.
– Я уже дал поручение органам на местах разобраться в ситуации – с готовностью откликается последний. Проверкой выявлено, что имело место халатное отношение к делу у ряда ответственных… хотя, я бы сказал, крайне безответственных товарищей. Список провинившихся в количестве 19 персон в наличии, – Берия ловко извлекает из объемного портфеля черную папочку и передает шефу пару листов бумаги.
– Ну что же, я предлагаю Пупкина за срыв государственной программы строительства мостов расстрэлять, как вредителя и саботажника, а выправить ситуацию ми поручим… – хозяин Кремля щурится и обводит всех присутствующих тяжелым взглядом, – Ми поручим товарыщу Берия. Он, судя по всему, уже хорошо знаком с проблемой, которую следует решить. К 1 сентября все недоработки должны быть устранены. Что вам для этого необходимо, товарыщ Берия?
– Предлагаю Пупкина не расстреливать, а дать 10 лет лагерей и перевести на работу в учреждение НКВД «Главсибмостспецстрой», туда же определить на перевоспитание и остальных провинившихся. У нас дефицит инженерных кадров. А уж работать они будут с огоньком, вохра сачковать не позволит, – Лаврентий Павлович недобро ухмыляется из под пенсне.
– Ну что же, поступайте так, как считаете нужным, – соглашается Сталин, – Главное, чтобы мосты фюнкционировали. А теперь переходим к следующему вопросу – мелиоративным работам в долине реки Сырдарья. Докладывает начальник треста «Главхлопокмелиорация» товарыщ Чушкин…
Вот примерно так при Сталине госаппарат и работал. А если кто-то работал недостаточно усердно, товарищ Берия умел заставить работать с огоньком за доппаек и перспективу условно-досрочного освобождения. Потому и темпы роста экономики были до 20% в год. Что же происходит сегодня? Вот коротенькое сообщение на корпоративном сайте, суть которого в том, что «Правительство России разграничило полномочия в сфере производства стройматериалов между Министерством промышленности и торговли и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Минпромторг займется проработкой и выстраиванием государственной политики по развитию этого важнейшего сектора экономики, в то время как за Минстроем останутся вопросы технического регулирования градостроительной деятельности и промышленности строительных материалов».
Если при Сталине наркомату внутренних дел поручали строить мосты или контролировать выполнение танкостроительной программы во время войны, это означало, что некоторые ответственные товарищи оказались безответственными, а то и совсем не товарищами. Судьба их была чаще всего печальной, но зато мосты возводились в срок, а танки поступали на фронт в нужном количестве и соответствующих кондициях. Если при Путине полномочия одного министерства отдаются другому, значит, первое министерство облажалось. Однако где гарантия, что другое министерство сработает лучше?
Нет, я ничего не хочу сказать плохого про Минпромторг. Судя по заявлениям, там взялись за дело с нужного конца: «Минпромторг намерен стимулировать спрос на инновационную продукцию в отрасли производства строительных материалов через механизм стандартизации. Сейчас среди действующих госстандартов существенную часть составляют те, которые приняты 20 и более лет назад, – отметил Денис Мантуров. – Нужно не просто провести ревизию и «апгрейд» существующих стандартов, а разработать и утвердить стандарты по новым материалам и изделиям и оперативно учесть их в СНИПАх и других правилах».
Действительно, проблема стандартизации стоит в полный рост. Допустим, новый завод начинает выпускать совершнно новую штукатурку, какую-нибудь там нанополимерную, супергидрофобную и мегатеплосберегающую. Но строители отказываются ее применять, ссылаясь на то, что в СНИПах ее применение не предусмотрено, поэтом Технадзор не примет у них объект по причине несоответствия проектной документации. Тупик!
Можно сколько угодно балоболить с трибуны про инвестиции и модернизации, но на практике все упирается в непробиваемую бюрократическую стену. Не, за взяточку, конечно, вопрос можно решить в течение года-двух, но пока вы пройдете по чиновничьему кругу, потратите аццкое количество денег, завод ваш разорится, не найдя спроса на супрсовременную и востребованную продукцию. А Минстрой использует ГОСТы и СНИПы 20-летней давности и ему пох на все.
Впрочем, тут налицо явная корыстная заинтересованность отдельных товарищей, которые нам совсем не товарищи. В структуре Минстроя существует Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС), а так же ФАУ «Главгосэкспертиза России», которая оценивает в том числе адекватность крупных строительных проектов в плане финансовых затрат. Поскольку только из госбюджета на капитальное строительство у нас тратится порядка триллиона рублей в год, вполне разумно, что госрасходы будет контролировать правительственная структура. Но не тут-то было! Вот что пишет издание «Газета»:
«Счетная палата описывает схему: крупные компании обращаются в ФЦЦС для разработки сметных нормативов, причем эта услуга платная. Например, как подсчитали в СП, стоимость разработки только двух сметных нормативов для «Росатома» и космодрома Восточный составила 994 млн руб.
Разработкой нормативов для ФЦЦС занимаются сомнительные коммерческие организации, которые для придания им статуса используют государственные названия (например, «Госнорматив») и соответствующую символику. «Фактически большинство индивидуальных и отраслевых сметных нормативов были разработаны коммерческими организациями, имеющими признаки аффилированности с бывшим руководителем ФЦЦС Евгением Ермолаевым и его супругой», — заявляют в Счетной палате».
Скажите, сколько бы продолжалась при товарище Сталине подобная деятельность Ермолаева? Уж точно, ему бы никто не позволил годами перекачивать МИЛЛИАРДЫ (!!!!) бюджетных денег в частный карман, а кончил бы он свою карьеру у расстрельной стеночки, и это без вариантов.
А вот вам конкретный повод расстрэлять какого-нибудь товарища Пупкина из другого подразделения Минстроя – федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству «Росстрой». «КоммерсантЪ», анализируя результаты проверки Минстроя Счетной палатой РФ, констатирует: «Из 11 объектов непрограммной части ФАИП (федеральная адресная инвестиционная программа), ввод в эксплуатацию которых был предусмотрен в 2014 году, введено только 2 комментирует СП ситуацию в Минздраве России».
Если бы в 1943 г. вместо 100 тысяч танков СССР выпустил только 20 тысяч, кто бы победил в Курской битве? Поэтому Берия и курировал танкостроительную программу. А если Минстрой из 11 объектов здравоохранения федерального значения сдал только два, то вопрос о том, почему показатели здоровья населения в России находятся на уровне ниже, чем в Северной Африке, это уже не вопрос. Почему почти четверть туристического трафика в Израиль из РФ обеспечивают старждущие поправить здоровье в тамошних высокотехнологичных клиниках, объяснять надо? А ведь не у всех есть средства лечиться за границей.
Вообще, Министрой, созданный лишь в 2013 г., умудряется провалить все, что только можно: не только реальную работу чиновники выполнять не в состоянии, но даже чисто бумажную: так, за два года они не смогли разработать даже внятную «дорожную карту» развития отрасли. Даже такую элементарную вещь, как выложить на сайте для публичного доступа весь комплекс строительных нормативов – и то не удосужились. Зато министерство стало постоянным источником коррупционных скандалов (вот, например, хорошая публикация на эту тему, я тоже кое-что писал о художествах «Госстроя», правда еще в те времена, когда Минстроя не существовало).
Вообще, зачем нужна стандартизация и унификация, методики осмечивания строительно –монтажных работ? Они нужны для того, чтобы на корню отсекать возможность необоснованного завышения цен. Чисто по формальному принципу: мол, ваши расценки выше федерального норматива – фиг вам, а не подряд. Но на деле Минстрой создал себе очень удобную лазейку: помимо федерального норматива существуют отраслевые, региональные и индивидуальные. Есть, допустим, проект, есть смета на миллиард рублей, но подрядчик должен выплатить чинновникам откат в 100 миллионов, и ему позарез нужно увеличить стоимость на 10%. Не вопрос! Надо немножко отстегнуть «Главэкспертизе» и там путем жонглирования коэффициентами и применяя разные нормтаивы, нарисуют любую нужную сумму.
Счетная палата констатирует, что таким образом принятие единого федерального стандарта вообще не имеет смысла: «Такая классификация, особенно в части индивидуальных и отраслевых нормативов, приводит к увеличению сметной стоимости строительства объектов на 20–45%».
Подобным макаром, например, смета на строительство космодрома «Восточный» возрола на 20% или на 13,2 млрд руб. И все «законно»: государство выделяет деньги, государственная структура проводит экспертизу – не прикопаешься. А 13 миллиардов «сверху» получают частные подрядчики, которые, разумеется, отблагодарят тех, кто им обеспечивает эти сверхдоходы. Эх, а теперь такую кормушку у минстроевских чиновников отбирают – теперь нормтаивы будет определять Минпромторг. Караул, грабют!
Как же нынешняя власть поступает с коррупционерами? Вот вам конкретный пример: экс-глава «Росреестра» Наталья Антипина, чьи подчиненные стали фигурантами громких уголовных дел, вскоре получит должность заместителя главы Минстроя Михаила Меня. Мень – бывший губернатор Ивановской области, который прославился такой коррупцией, что был вынужден покинуть пост главы региона досрочно. Его заместители один за другим становились фигурантами громких уголовных дел, а сбежавший с должности губернатор стал… министром. Ну а что, все логично, строительство – сфера криминальная, а у Меня в этом деле опыт уже наработан.
Нет, я, конечно, понимаю, что сейчас у нас гуманизм, торжество прав человека, толерантность и свобода. Нельзя расстреливать тех, кто ворует миллиардами, особенно если они делятся, с кем надо. Но можно им хотя бы выговор объявить, что ли? В конце концов, с работы уволить. Но при Путине иная реальность – коррупционеров и казнокрадов повышают в должности.
При чем тут Путин? Ну, вот конкретный пример: глава государства поручает министру строительства и ЖКХ упростить вопрос с получением разрешений на строительство, потому что в стране творится форменный бардак: в одном регионе эта процедура занимает 100 дней, в другом – более 300. Проходит год, и Мень докладывает президенту: «Среднее количество дней для получения разрешения на строительство в Ярославской области составляет 355 дней, в Кировской области и в Республике Якутия – до 170 дней, в Москве – 100 дней».
Ну, то есть за год ничего не сделано. Путин это и отмпетил, пожурил немного министра и… и ничего. Теперь любой министр знает: можно болт положить на личное поручение нацлидера, и тебе ничего не будет, разве что пальчиком погрозят да головой покачают. С товарищем Сталиным такие номера не проходили!
Что имеем в итоге: с одной стороны передача полномочий от обосравшегоя министерства другому, более дееспособному, вроде бы ход правильный. И Счетная палата вроде бы не зря работала. Но, поскольку обосравшихся минстроевских чиновников категорически не устраивает, что вместе с полномочиями, отошедшими Минпромторгу, они теряют жирную коррупционную кормушку, они начали яростную кулуарную борьбу против «конкурентов». Хотя по сути-то они должны радоваться, потому что, не сокращая штат, их РАЗГРУЗИЛИ от части работы. Поэтому Минпромторг, скорее всего, работать нормально не сможет, а погрязнет в бесконечной и бесперспективной межведомственной борьбе.
Выводы: только расстрельные рвы, наполненные хотя бы до половины, заставят чиновников работать. А когда система наладится, достаточно будет уже не расстрелов, а всего лишь угрозы оного за нерадивость в работе (см. пример в начале поста). Без этого все будет только гнить и разлагаться, чему мы и имеем массу примеров.
Источник: kungurov.livejournal.com