Некоторые недоумевают: зачем властям сейчас преследовать Ходорковского, объявлять его в заведомо бесполезный розыск, придумывать бессмысленное «четвертое дело», обвинять его в четырех – нет, в шести – нет, окажется еще, что в десяти убийствах! Ведь ясно, что заграница его не выдаст; что если про «руки по локоть в крови» все было известно, отпускать бы его не стали, а раз отпустили – значит, ничего на него нет; ясно также, что уголовные дела против него – и разоблачительные фильмы – подозрительно часто совпадают со вспышками его политической активности.
И кому это нужно и кто поверит? Даже самые пропутинские путинцы понимают, что речь идет о банальном сведении счетов либо запугивании. И тогда к чему?
Ответ прост: мы наблюдаем сегодня действие одной из самых интересных закономерностей российской истории. (В мировой все-таки больше зависит от личной воли.) История пишет себя сама, власти делают себе преемников помимо собственного желания: вот кому надо было раздувать сто лет назад совершенно маргинальную фигуру Ленина? Почему именно его боялись больше всех? Но истории нужен был Ленин с его цинизмом и неразборчивостью в средствах – другой бы не справился. Сейчас, кажется, уже всем понятно, что русскую революцию в феврале и переворот в октябре делали не большевики – они воспользовались, подняли упавшее под ноги.
Многие не верят, что Ходорковский – наполовину еврей и бывший олигарх – способен оказаться у власти в какой бы то ни было функции. Чтобы развеять последние сомнения, его надо сейчас пиарить изо всех сил. Вот именно этим они там в Кремле и занимаются – потому что больше делать нечего. В условиях резкого падения цен на нефть и полной переориентации внутренней политики на внешние проблемы предложить что-нибудь позитивное никто не может: осталось обносить «Останкино» колючей проволокой, обеспечивать полицию специальными гранатометами для разгона толпы, мониторить рейтинги в регионах и ставить на НТВ разоблачительные фильмы про «Эхо Москвы». Других планов нет, перспектив не просматривается, свежих лиц не видно.
Ходорковского и в самом деле трудно сделать народным кумиром – но на фоне такой Думы, таких противников и такой лексики он начинает выглядеть светочем, чуть ли не последней надеждой, причем не только для либералов, а и для имперцев. На фоне ст. 212, ч. 1, по которой сажают именно людей из народа, одиноких пикетчиков без малейших террористических замыслов, власть готовит для собственной смены оптимальный климат. Дадин и Ионов, по крайней мере, не выглядят злобными монстрами, у Ходорковского, по крайней мере, есть программа, а уж после письма Чайки про Браудера-заказчика Навальный начинает нравиться даже тем, кто панически боится его решимости и «мягкого национализма».
Вот, кажется, что имел в виду Булгаков, говоря: ничего не просите, придут и сами все дадут.
Дмитрий Быков
Источник: sobesednik.ru