Сотрудник фонда «Зубр Капитал», культуролог Антонина Серякова, усматривает связь между инвестиционной привлекательностью и вовлеченностью Беларуси в мировую культуру.
Размышления Антонины Серяковой накануне нобелевской лекции и речи Светланы Алексиевич в Стокгольме (оба выступления проигнорировали белорусские телеканалы) опубликовал портал kyky.org:
– …Давайте, не забывая о Нобелевской премии, поговорим об инвестициях. Все мы давно и надолго свыклись с тем, что культура существует сама по себе – политика, экономика, государство, наша повседневная рутина, наконец, сама по себе. Между ними, если не пропасть, то большой водораздел – широкий и бурный, как гоголевский Днепр. А потому, на первый взгляд, кажется не таким очевидным: что общего между трансляцией вручения Нобелевской премии Светлане Алексеевич и привлечением инвестиций в нашу страну? Ведь культура она там – где-то далеко, на задворках повседневной жизни, для нее выделены специальные учреждения и структуры – музее, литература, ПЭН-центры, уроки МХК (которые, то пропадают, то появляются снова), даже специальные радиостанции, как минимум одна имеется.
Культура надежно заперта от повседневной жизни. То есть культура у нас есть, и она не то, чтобы под замком, она в специальной комнате, вроде больничной палаты.
И параллельно с белорусской культурой – разной, неоднородной, спорной, иногда мягкотелой – есть вопрос государственной важности: вопрос об инвестициях. У нас для решения этой важной задачи и Министерство Предпринимательства и Инвестиций существует, а также отдельное Национальное Агентство Инвестиций и Приватизации имеется. Вроде все, как во всех приличных странах, и сайт у агентства очень хороший, правда, загляните при случае. То есть и институции, и сайт, и министерство, и законопроекты – все есть, а инвестиций нет. Точнее, они, конечно, приходят к нам, но не слишком активно и охотно. По данным статистики, по инвестициям в основной капитал за первое полугодие 2015 года мы занимаем почетное 10 место из 11 стран СНГ, обгоняя только Украину (но с ней-то в этом году все понятно). Запас прямых иностранных инвестиций на душу белоруса в 2014 году составил менее 2 000 долларов. Для сравнения, у нашей соседки Литвы, куда все так любят приезжать, кто в приступе консюмеризма, кто в приступе ностальгии, эта цифра достигает почти 5 000 долларов, в Латвии – более 7 000 долларов, а в Чехии – стремится к 12 000 долларов на человека.
Закономерно встает вопрос: а что с нами не так?
Конечно, ответ можно искать в политическом и экономическом поле: инфляция, доступ к квалифицированной рабочей силе, защита прав собственности, наличие инфраструктуры и так далее. Все это можно прочесть в исследованиях, которые есть в свободном доступе, в книгах по экономике и бизнес-журналах. Но попробуйте выйти за рамки чисто политико-экономических критериев и посмотреть на ситуацию глазами инвестора. Еще до изучения законодательной базы, исследования рынка труда и экономических возможностей, инвестор пытается ответить на один единственный вопрос: «Что это за страна?».
Нет, ему важно не только то, что мы находимся в центре Европы, были когда-то «сборочным цехом СССР» и по объему экспорта IT-услуг на душу населения мы занимаем лидирующие позиции в регионе Центральной и Восточной Европы, ему важно понять в критериях «свой/не свой». Как по умению пользоваться столовыми приборами и особой осанке распознают особ голубой крови, так по культуре определяют: что за страна перед тобой?
Почему это важно? Казалось бы, можно игнорировать то, как обстоят дела в культуре в той или иной стране, ведь бизнес и культура – несколько разные вещи. Инвестор приходит делать деньги, а не поддерживать искусство. Мыслить так значит все еще находиться в плену очарования классическим марксизмом, где есть базис и есть надстройка, которая играет вторичную роль и на базис никакого влияния не оказывает. Но привлечение инвестиций это не сбор денег, это выстраивание долгосрочных (минимум 5-7 лет) отношений. И в этом отношении именно культура позволяет маркировать: что за страна перед тобой? Не победы на Евровидение, не спортивные победы, хотя за них очень приятно гордиться, а именно культура, включенность страны в мировую культуру, то, что Зонтаг называла «гражданином республики словесности».
Общие книги, любимые художники, режиссеры, общее представление о роли культурных процессов – это негласные маркеры пропуска в закрытое общество инвесторов, это невербальная, непротокольная гарантия того, что вашим долгосрочным отношениям ничего не грозит. В том числе (сейчас опустим причины внутрибелорусского характера), не только получение Нобелевской премии (первая «нобелевка» в истории Беларуси и искренне надеюсь, что не последняя), но и отношение к этой премии, открытый доступ к просмотру Нобелевской Церемонии и Нобелевской Речи – все это важные маркеры для инвесторов и их оценки нашего инвестиционного климата. Отношения строятся не только на принципе «купи-продай», всегда важно кто эти два субъекта. Как говорят: «Дьявол в мелочах». Самые незначительные, на первый взгляд поступки и события, выдают нас с потрохами.
Помните хрестоматийную фотографию 1961 года, где за одним столом сидит Нина Хрущева и Жаклин Кеннеди?
Вот мы, со всеми нашими Евровидениями, спортом, концертами с масштабной трансляцией, очень напоминаем эту фотографию. И, к сожалению, мы на ней не Жаклин.
Источник: ej.by