Для любого человека и государства безопасность всегда является важным условием благополучия. Два последних года сурово напомнили об этом после доминирования экономических приоритетов в политической повестке дня Латвии на протяжении, как минимум, десятилетия. А следующий год, наряду с решениями связанных с экономикой и безопасностью вопросов, потребует также оценки воспринимаемых многими как само собой разумеющееся европейских ценностей.
Министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс охарактеризовал 2014-й как «год ужасов», продолжались они и нынче. В будущем году агрессивный ревизионизм России, ставший важнейшим новым фактором международной политики, дополнят поиски урегулирования потрясшего Европу кризиса с беженцами. Придется ответить также на вопрос: в какой Европе мы хотим жить?
Прогнозы худших сценариев всегда востребованы, потому что, как правило, они не исполняются. Европейский союз развалится, Западный мир проиграет в цивилизационной войне, триумф в которой одержат орды фанатичных фундаменталистов вперемешку с российскими танковыми дивизиями. Или — Европа станет враждебным по отношению ко всем иным и закрывшим свои границы сообществом государств. Можем заблаговременно с облегчением вздохнуть — этого не произойдет.
Тем не менее, крайние преувеличения — это тоже отражение реальности. Россия и в будущем году останется главной угрозой для послевоенного политического порядка в Европе, в особенности для безопасности государств Балтии. Потоки беженцев, главная причина которых война в Сирии, продолжат способствовать искушению найти простые и радикальные псевдо-решения, и постоянная дискуссия о том, нужно ли нам «больше или меньше Европы», жестко проявится в столкновениях мнений между сторонниками политики общей защиты внешних границ ЕС и суверенных прав стран-участниц блока.
Путешествия по свободной Шенгенской зоне под угрозой, есть риск «мини-Шенгена», в который могут войти образующие «ядро» Европы государства, а также появления ЕС двух или даже трех уровней. Критически важным для будущего блока может оказаться намеченный на осень референдум в Великобритании о нахождении в составе ЕС.
Однако любое действие всегда вызывает противодействие, и можно прогнозировать отрезвление и от иллюзий соблазнительных радикальных решений, которые дадут эффект лишь на краткосрочную перспективу, и избавление от укоренившихся стереотипов мышления на уровне пожеланий. Симптомом снижения привлекательности предлагаемой правыми радикалами политики можно считать провал Национального фронта на региональных выборах во Франции после триумфальных успехов в первом туре весной. В Польше, где на выборах в октябре победила правоконсервативная партия «Закон и справедливость», недавно прошли протесты против пересмотра конституции.
И все реже раздаются голоса против продления введенных ЕС санкций против России, которое якобы повредит выгодному «диалогу» с государством-агрессором.
В будущем году в Европе, по всей вероятности, все яснее будут осознавать, что предложения правых популистов больше отвечают целям как Путина, так и террористов ИГИЛ, а терроризм и беженцы это две проблемы, постановка знака равенства между которыми только мешает их решению.
В свою очередь, амбиции России обуздает экономика: санкции ЕС и США действуют, и цена на нефть, какой бы трудно прогнозируемой она ни была, резко не возрастет. Вместе с этим доходы российского бюджета станут на 8% меньше, чем в этом году. С учетом дорогостоящего участия в сирийской войне возможности новых военных авантюр будут ограничены. Это означает, что главным оружием Кремля в гибридной войне против Запада будет «геополитическая коррупция» и экономический шантаж.
Экономика Латвии и в будущем году продолжит умеренно расти, хотя в сентябре Банк Латвии понизил прогнозы роста в связи с геополитической ситуацией. Из-за замедления темпов экономического роста Китая и других неблагоприятных факторов в глобальной экономике прирост ВВП Латвии ожидается на уровне 2,7% — это выше среднего в ЕС (2%). Инфляция останется низкой — в пределах 1,3%.
Неблагодарным занятием являются прогнозы внутриполитических процессов в Латвии на весь год, когда нет ясности по новому правительству, которое должно появиться в течение нескольких ближайших недель. Независимо от того, какое правительство будет сформировано, последствия для политики Латвии останутся непреходящими.
Если выяснится, что Vienotība («Единство») свергло своего премьер-министра Лаймдоту Страуюму, чтобы отдать бразды правления в руки премьера от Союза зеленых и крестьян (СЗК), то правившая в последние годы партия окажется перед жизненно важным выбором: радикальный «рестарт» со сменой нынешнего партийного руководства, или уход с политической сцены. До следующих выборов в Сейм еще три года, в течение которых «Единство» как «младшая сестра» СЗК просто зачахнет. Но еще меньше шансов на сохранение у «Единства» останется в случае утверждения на посту премьера непопулярной в народе Солвиты Аболтини, долгую жизнь возглавляемого которой правительства сложно представить.
Важность ответственной и честной политики для Латвии подтверждает лишь краткое перечисление предстоящих в следующем году дел. Правительство должно будет принять решения об открытии газового рынка, о возможной продаже акций Lattelecom и LMТ, о новом руководителе Латвийской железной дороги и модернизации поездов, о стратегическом инвесторе AirBaltic. В Сейме состоится голосование за нового руководителя Бюро по борьбе и предотвращению коррупции и нового омбудсмена.
Решения правительства и Сейма по упомянутым и другим вопросам на долгосрочную перспективу будут важны для безопасности государства, а также повлияют на наше благосостояние. Какими бы ни были пожелания политикам, себе и на будущий год мы можем пожелать непреклонной требовательности по отношению к их делам.
Айварс Озолиньш
Источник: inosmi.ru