Прошедшая неделя запомнилась двумя фактами: “соединённым штатами Украины” и сжатыми коленками Яценюка. Какой из этих фактов более интересен для вашего восприятия нынешнего момента — выбирать вам, я же лишь скажу, что оба они важны для понимания текущей ситуации на Украине.
Заявления Джо Байдена о необходимости децентрализации, демократизации и, о ужас! даже о федерализации Украины, облечённые в фразу о “Соединённых Штатах Незалежной”, прозвучали весомо и респектабельно. Однако они были обязаны прикрыть иное, неприятное и неудобное для США, то самое, что мы увидели между сжатыми коленями премьер-министра Украины — страна, которая усилиями США была повёрнута на открыто антироссийский, русофобский курс в 2014 году, сегодня уже трещит по швам. Властные элиты Украины сцепились в схватке между собой за сжимающийся экономический пирог, в то время как внешнеполитические интересы США требуют иного — той самой, более-менее единой позиции по отношению к внешнему врагу, в виде которого для Украины мыслится всё та же Россия.
В такой ситуации американцами выбрана давняя максима римского государственного строительства: “разделяй и властвуй”. Сначала она была успешно применена в их противостоянии с СССР, а теперь США вынужденно применяют её и к Украине. Для того, чтобы снизить накал внутриукраинского противостояния, которое уже грозит превратить страну в подобие громадного цирка и бардака, Джо Байден, по сути, предлагает формально те же самые подходы, которые продвигала Россия ещё с весны 2014 года: в условиях внутреннего кризиса Украине лучше стать федеральной страной. Твёрдое — треснет, а вот мягкое — может и занять ту новую форму, которую придаёт Украине сама история. А за форму, понятное дело, всё ту же антироссийскую и русофобскую, возьмут на себя ответственность американцы — благо опыт создания “качелей ненависти” много где по миру у них богатый.
Однако тут уже благие пожелания американцев вполне могут столкнуться с “инициативой на местах”. Которая, с одной стороны, вполне может всё-таки разорвать страну на части и институциализировать конфликт на долгие годы как раз внутри Украины (Донбасс против Киева), но, с другой стороны — может и привести Украину к состоянию вязкого “болота”, которое не будет способно предпринимать какие-либо активные действия. В общем, Украина сейчас и в самом деле похожа на своего премьера: “и букет (Донбасс) бросить жалко, и коленки разжать нельзя, потому что больно (внутренняя элитная драка только усиливается), и за антироссийскую трибуну держаться надо, иначе — снесут”.
Бросить Донбасс и Крым Украина и в самом деле не может, так как в этом случае базис украинской государственности и “политической украинской нации” будет подорван. С другой стороны, существующие планы реинтеграции Донбасса или борьбы за Крым показывают все метания Киева — несмотря на фактический статус Крыма в составе РФ, Киев так и не пошёл на предоставление двойного гражданства его жителям и всем гражданам Украины. А недавно президент Порошенко выступил и с ещё более радикальным шагом — лишать украинского гражданства всех, кого сочтут причастными к “сепаратизму”. Понятное дело, под такое определение можно подвести сколь угодно широкие слои жителей и Крыма, и Донбасса, что, по сути, ставит крест на реинтеграции в Украину Донбасса и Крыма, где подавляющее большинство населения как раз и выступило по факту за отделение от Украины.
Нарастает и центробежный процесс внутри самой “материковой” Украины. Отколовшиеся территории Донбасса и Крыма с проросийским населением временно придали некую квазиустойчивость остаткам Украины, однако дальнейшая судьба страны всё равно темна и безрадостна. Падение уровня жизни и схлопывание экономики продолжаются, а дно кризиса стране ещё предстоит нащупать. И в такой ситуации зажатости внутриполитического манёвра, американцами предлагается единственно возможная трансформация Украины. Это Яценюк, цепляясь за трибуну и букет, не может оставить своё достоинство в руках нардепа. А вот страна, как конструкт неодушевлённый и гораздо более пластичный, вполне может принять другую организационную форму, и в самом деле превратившись из унитарного государства в некий вид федерации или союза. И тут, конечно, главным проигравшим однозначно будет Киев — как город, как регион и как центр власти нынешней Украины.
До сих пор столичность Киева позволяла ему играть на противоречиях региональных центров силы, всячески стравливая их между собой, но, при этом, пользуясь неизменным “гешефтом” от любой экономической или политической деятельности, собирая дополнительный налог в пользу столицы. Однако нищающая страна уже не может более содержать роскошный мегаполис, который в начале 2000‑х, на волне мирового роста, начал бросать вызов европейским столицам — в роскоши, в богатстве и в амбициозности.
Будущее столицы Украины — это будущее Соединённых Штатов Сжатых Коленок. И хочется, и колется, и за неприятное место держат, и трибуну бросить нельзя, и букет отпустить жалко.
В общем: “жить захочешь — и не так раскорячишься”. Яценюк не даст соврать. Он-то будущее Украины видит изнутри — и лицо у него при этом грустно-сосредоточенное.
Алексей Анпилогов
Источник: zavtra.ru