Саудовская Аравия как борец с терроризмом?

Саудовская Аравия как борец с терроризмом?

Саудовская Аравия создала антитеррористическую коалицию исламских стран. Альянс сможет претендовать на легитимность, но лидерская роль саудовцев в нем вызывает у экспертов вопросы.

В небе над Сирией становится все теснее, и в ближайшие месяцы воздушный трафик, судя по всему, еще больше уплотнится. Уже несколько лет военно-воздушные силы правительственной армии Асада сбрасывают бомбы на гражданское население. Потом военная авиация коалиции во главе с США начала налеты на террористическую группировку “Исламское государство”. А позже и Россия стала бомбардировать самые разные цели в Сирии.

В ближайшие месяцы в сирийском воздушном пространстве следует ожидать еще и боевые самолеты исламского антитеррористического альянса, созданного Саудовской Аравией. Эта коалиция – самая крупная из всех, к ней присоединились уже 34 государства Ближнего Востока, Азии и Африки.

Но в чем смысл создания нового объединения? “В воздушном пространстве Сирии царит такая неразбериха, что уже едва ли возможно различить, кто в кого вообще стреляет”, – описывает положение дел немецкий эксперт по Ближнему Востоку, политолог и публицист Михаэль Людерс (Michael Lüders). По его мнению, плотный воздушный трафик значительно увеличивает взрывоопасность положения, так как даже случайное столкновение двух истребителей может привести к эскалации ситуации.

Новая коалиция претендует на политическую легитимность

Ситуация может ухудшиться, в первую очередь, для гражданского населения Сирии, опасается политический обозреватель международной арабской газеты Asharq al-Awsat Али Ибрахим. Он полагает, что это может иметь последствия и для Европы. “Десятки тысяч сирийцев готовы пересечь Средиземное море в поисках безопасного места. Если они решатся на это, у ЕС могут начаться новые проблемы и разногласия”, – предостерегает автор.

Тем не менее, у создания новой коалиции есть довольно веские политические основания. Бомбардировки со стороны альянса западных стран подвергаются критике. “Западные бомбы в Ираке и Сирии порождают столько же новых боевиков-джихадистов, сколько уничтожают”, – рассуждает ближневосточный эксперт Серж Халими во французской газете Le Monde diplomatique. “Долговременное решение (сирийского кризиса. – Ред.) зависит от народов региона, а не от бывших колониальных держав и США”, – убежден аналитик.

Таким образом, новосозданная коалиция теоретически может претендовать на большую легитимность, так как объединяет в себе целый ряд бывших колоний. Например, участие в альянсе таких стран, как Бенин, Кот-д’Ивуар и Мали, входивших ранее в колониальные владения Франции, будет символизировать, что военные удары в Сирии осуществляют не только подвергаемые критике западные государства, но и страны, находившиеся некогда под их господством. А мусульманские страны-участники коалиции во главе с Саудовской Аравией смогут опровергнуть распространяемую ИГ пропагандистскую информацию о том, что в Сирии и Ираке ведется “крестовый поход” против ислама.

Спорный лидер коалиции

Однако некоторые сомнения вызывает фигура страны, возглавляющей новую коалицию – Саудовской Аравии. Саудовцы уже больше полугода ведут войну в Йемене, в которой, по данным ООН, погибло 6 тысяч человек, а 30 тысяч были ранены. 2,3 млн жителей Йемена стали внутренними беженцами. Еще больше вопросов к саудовцам в качестве противников ИГ у ближневосточного эксперта Михаэля Людерса возникает в связи с крайне консервативной идеологией, царящей в королевстве. “Саудовская Аравия – страна с политически-религиозными порядками, которые не так уж сильно отличаются от системы, выстраиваемой ИГ, – сетует Людерс. – В этом году в королевстве было казнено больше людей, чем обезглавлено джихадистами ИГ”. Поэтому, считает Людерс, Саудовская Аравия в этой ситуации – это “волк в овечьей шкуре”.

Тем не менее, боевики ИГ на самом деле уже долгое время угрожают безопасности Саудовской Аравии. Они неоднократно предпринимали попытки прорвать границу между королевством и соседним Ираком. Появляются следы джихадистов и в Йемене. По крайней мере, с того момента, как США в 1990 году разместили свои войска в Саудовской Аравии в ответ на вторжение Саддама Хусейна в Кувейт, многие исламские фундаменталисты не слишком доверяют ваххабитам, определяющим облик государственной религии в Саудовской Аравии. Более того, они рассматривают ваххабитов как коллаборационистов, поддерживающих коррумпированное и пользующееся дурной славой правительство.

Противостояние с Ираном

“В сравнении с саудовским руководством ИГ выглядит как движение неподкупных”, – пишет интернет-издание Al-Monitor, специализирующееся на вопросах политики Ближнего Востока. В статье подчеркивается также, что террористы играют на давней мечте политических исламистов – восстановлении халифата, упраздненного в 1924 году Ататюрком. Это позволяет джихадистам привлекать на свою сторону многих жителей региона. К этому добавляется недовольство многих мусульман авторитарными режимами на Ближнем Востоке, сообщает Al-Monitor. “Молодое поколение унаследовало это недовольство. Оно хочет быть частью организации, объединяющей в себе власть, религию и современность. Именно это предлагает им ИГ”, – пишет издание.

Новая коалиция может увеличить напряженность не только в рядах суннитов. И без того непростые отношения Саудовской Аравии с шиитами, в особенности, с Ираном, вероятно, станут еще хуже. Тем самым, считает Михаэль Людерс, обострится опосредованное противостояние в Сирии двух стран-лидеров суннитов и шиитов – Саудовской Аравии и Ирана, соответственно. Эксперт уверен, что хотя для саудовцев, в конце концов, важна борьба с ИГ сама по себе, но противоборство с Ираном также стоит на повестке дня королевства. “В Эр-Рияде хотят ограничить влияние Тегерана”, – резюмирует аналитик.

Источник: dw.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий