Развитие ситуации вокруг притока беженцев в Европу угрожает окончательно выйти из-под контроля. По данным соответствующих служб Европейского союза, число мигрантов, нелегально пересекших границы ЕС в течение 2015 года, уже превысило полтора миллиона человек. За один только ноябрь таких нелегалов оказалось 269 тысяч человек, в то время как за весь 2014 год их было 283 тысячи.
Главным направлением, с которого мигранты проникают в страны ЕС, остается Греция. За период с января по ноябрь сего года границы этой страны пересекли 715 тысяч мигрантов (в первую очередь жители Сирии). Это в 16 раз превышает аналогичный показатель за 2014 год. Продолжает исправно функционировать и так называемый западнобалканский маршрут, пролегающий по территории стран, не являющихся членами Евросоюза. В течение 11 месяцев 2015 года по этому направлению в Европу прибыли 667 тысяч человек.
Участники открывающегося 17 декабря в Брюсселе саммита Европейского союза объявили о своём намерении уделить особое внимание обсуждению проблемы беженцев и нелегальных мигрантов, но, похоже, ЕС в его нынешней конфигурации не только не справляется с этой проблемой, но и даже не пытается это сделать. Причин тому несколько.
Во-первых, влиятельные круги в руководстве ЕС используют миграционный кризис в интересах изменения геополитического и этно-конфессионального облика некоторых европейских регионов, и в первую очередь Балкан. Расположенные вдоль северных границ Балканского региона страны-члены ЕС – Словения, Венгрия, Австрия – тщательно фильтруют миграционные потоки с тем, чтобы сконцентрировать на Балканах наиболее взрывоопасный элемент. К настоящему времени в Сербию, например, уже заброшены не менее тысячи боевиков-исламистов, в том числе около 200 из них сконцентрированы в Белграде.
Во-вторых, несмотря на раздающиеся из некоторых столиц «единой Европы» призывы пересмотреть основы и практику функционирования Шенгенской зоны, руководство ЕС не спешит это делать. Происходит нечто иное – подстройка шенгенского механизма под геополитические нужды Брюсселя и стоящего за ним в Вашингтона. Те или иные страны в зависимости от конкретного сценария то открывают свои границы перед беженцами, то оперативно закрывают их с тем, чтобы перенаправлять миграционные потоки в выгодном для себя и/или Брюсселя направлении. Это прослеживается на примере Италии, Венгрии, Хорватии, Словении. Работает и механизм внутреннего перенаправления потоков в границах ЕС, как это происходит, в частности, между Австрией и Словакией.
В-третьих, переправка нелегальных мигрантов в Европу является прибыльным бизнесом, за которым стоят крупные криминальные группировки, в том числе европейские. О том, что движение лавины беженцев было вызвано в первую очередь финансово-экономическими, а не политическими или гуманитарными причинами, говорят многие данные.
Примерно половину от общего потока составляютжители стран, находящихся вдали от главных кризисных зон, каковыми являются Сирия, Ирак и Афганистан. Так, если за весь 2014 год наибольшее количество беженцев имели страной исхода Сирию (свыше 79 тысяч человек), то на втором месте шла Эритрея (около 35 тысяч человек), а далее страны Тропической Африки (свыше 26 тысяч беженцев). И только на четвертом месте – Афганистан: эту страну покинули в 2014 году немногим более 22 тысяч человек. Далее – Косово (22 тысячи), где гражданской войны нет и в помине, но зато процветает криминал. Затем – Мали, Албания, Гамбия, Нигерия и Сомали. В списке показательно отсутствует Ирак. В 2013 году на его долю приходилось примерно 5% беженцев, как и на Пакистан, который год спустя вместе с Ираком перешел в этой статистике в категорию «прочие страны».
Сами европейцы признают слабость политических и правовых механизмов, которыми они располагают для решения свалившейся на них проблемы. Известный шотландский историк, экономист и политолог Ниалл Фергюсон говорит о необратимом упадке Европы – и в экономике, и в демографии, и в социальной психологии: «У европейцев есть законы, но они в них не верят… У нас есть законы, но их проела ржавчина».
Пока Евросоюз ограничивается в своей реакции на кризис с беженцами в основном риторикой и выяснением отношений по линии «Германия – все остальные», кто-то решает с помощью возникшего кризиса собственные задачи. Прежде всего это Турция, которая умело шантажирует Европу. «Каковы бы ни были подозрения союзников Турции, им действительно ничего не остается делать, кроме как проявлять по отношению к Эрдогану сдержанную доброжелательность», – характеризует роль Анкары в европейской политике канадское интернет-издание cbc.ca и поясняет: «НАТО необходимы турецкие базы для нанесения ударов по ИГИЛ, а Евросоюз только что создал фонд в 3,5 миллиарда долларов для оказания помощи Турции в деле обустройства сирийских беженцев…»
Одним словом, решение проблемы беженцев, заполонивших Европу, находится не в руках Европы.
Петр Искендеров
Источник: fondsk.ru