Конгресс США намерен отменить запрет на использование американскими компаниями российских ракетных двигателей РД-180 для вывода на орбиту военных спутников по заказу Пентагона. Это предусмотрено обнародованным законопроектом о бюджете ряда федеральных министерств и ведомств на 2016 финансовый год, основные положения которого уже согласованы лидерами сената и палаты представителей.
Ожидается, что в ближайшие дни, после устранения оставшихся разногласий по налогам, документ будет одобрен законодателями.
Ранее Конгресс ввел ограничения на использование в США РД-180, поставив в сложное положение консорциум United Launch Alliance (ULA), созданный компаниями Boeing и Lockheed Martin.
Месяц назад он был вынужден отказаться от участия в конкурсе на запуск аппарата системы глобального позиционирования по заказу ВВС США из-за нехватки российских двигателей, которые устанавливаются на его ракете Atlas V. Однако новый законопроект разрешает ВВС заключать контракт с любой сертифицированной компанией “вне зависимости от того, в какой стране изготовлен ракетный двигатель, который будет использован на ее носителе”.
В документе отмечается, что это сделано для того, чтобы “обеспечить здоровую конкуренцию и гарантировать доступ в космическое пространство” для американских спутников.
Кроме того, указано, что новое правило будет действовать, “несмотря на любые другие положения законов”, касающиеся этой проблемы. Таким образом, законопроект отменяет предыдущие решения Конгресса на этот счет – по крайней мере в 2016 финансовом году, который продлится в США до 30 сентября.
Бюджеты ряда американских министерств и ведомств на этот период пока не утверждены, и обсуждаемый законопроект как раз и должен обеспечить их финансирование. Ранее Конгресс принял отдельно бюджет Пентагона, которым были предусмотрены запреты, касающиеся РД-180.
Консорциум ULA испытывает дефицит
Военный бюджет США на 2015 финансовый год разрешал консорциуму ULA закупить у НПО “Энергомаш” из подмосковных Химок только пять таких двигателей, а бюджет на 2016 финансовый год – еще четыре. Конгресс ввел эти ограничения в 2014 году в связи с конфликтом на Украине и одновременно потребовал от американских компаний разработать к 2019 году собственный ракетный двигатель, который можно будет использовать для вывода на орбиту военных аппаратов.
Руководство ULA считает, однако, что имеющегося у него запаса РД-180 явно не хватит, чтобы выполнить в предстоящие три года все свои обязательства перед коммерческими заказчиками и одновременно принять участие в правительственных конкурсах.
В связи с этим консорциум отказался недавно участвовать в тендере, объявленном ВВС США, на запуск очередного аппарата системы GPS и уступил крупный контракт своему конкуренту – компании SpaceX, использующей ракету Falcon-9.
Ситуация вызвала обеспокоенность ряда законодателей, в том числе влиятельного сенатора-республиканца Ричарда Шелби (от штата Алабама), возглавляющего банковский комитет и являющегося также членом комитета по ассигнованиям.
“Положения (нового) законопроекта о финансировании правительственных ведомств отменяют опасные ограничения на использование РД-180, которые подрывают нашу национальную безопасность, – заявил законодатель. – Я убежден, что мы не должны ставить в зависимость от какой-либо иностранной державы наш доступ в космическое пространство, однако вводить запрет на РД-180 до тех пор, пока у нас самих не появится двигатель с такими же возможностями, слишком опасно”.
Пентагон заинтересован в РД-180
Аналогичные опасения высказывали ранее помощник министра обороны по закупкам вооружений Катрина Макфарленд и глава Космического командования ВВС США генерал Джон Хайтен.
Выступая на слушаниях в Конгрессе, они отмечали, что запрет на использование РД-180 после 2019 года может создать ситуацию, при которой у Соединенных Штатов не будет ни российских, ни своих двигателей для установки на ракеты для запуска военных спутников. Генерал Хайтен прямо заявил, что РД-180 могут понадобиться ВВС в ходе “второго этапа” конкурса на предоставление заказов американским компаниям по выводу на орбиту грузов в интересах национальной безопасности. По замыслам Пентагона, этот этап продлится до 2022 года.
Работы по созданию нового американского ракетного двигателя ведут сразу несколько компаний, в том числе ULA, эксплуатирующий носитель “Атлас-5”. К 2019 году консорциум рассчитывает создать новую ракету “Вулкан” с двигателем производства фирмы Blue Origin. К этому времени собирается построить свой двигатель, который будет пригоден для установки на “Атлас-5”, и компания Aerojet Rocketdyne. Однако стопроцентной гарантии успеха у них пока нет.
Соглашение между Москвой и Вашингтоном, которое предусматривало поставки в США 101 двигателя РД-180 и оценивалось примерно в один миллиард долларов, было заключено в 1997 году.
В соответствии с последним контрактом, подписанным полтора года назад, американская сторона заказала 29 двигателей, но успела оплатить только 15 из них. Поскольку в тот момент Конгресс ввел запрет на их эксплуатацию, судьба остальных 14-ти оказалась под вопросом. С тех пор законодатели разрешили ULA приобрести только 9 из этих 14 двигателей, и консорциум продолжает бороться за оставшиеся пять.
Иван Лебедев
Источник: tass.ru