Фол последней надежды Эрдогана

Фол последней надежды Эрдогана

Турецкий президент окончательно увяз в трясине неоосманских амбиций.

Последние инциденты с участием турецких и российских судов демонстрирует то, что Эрдоган, окончательно запутался в ловушке, которую сам построил. Сейчас ему, очевидно, не позавидуешь – Анкара прочно увязла в трясине неоосманских амбиций, и любой ее шаг будет вести к одному – к перепогружению.

Сейчас уже не так важно, что именно двигало турецким лидером, когда он отдавал приказ сбить российский бомбардировщик: стремление устроить провокацию или отчаяние от осознания близкого краха своей сирийской политики, которую полностью перечеркнула Россия вмешательством в зону турецких жизненных интересов.

Важно то, что, если это была провокация, Москва на нее не поддалась. Она не стала объявлять Анкаре войну и таким образом втягиваться в конфликт с НАТО. Но она не стала и молча продолжать делать вид, что ничего не произошло.

Последовал срыв многомиллиардных контрактов, серьезный удар по туристическому рынку от потери российских туристов, запрет на работу турок в России, помидоры и прочее. Анкара явно не ожидала, что Россия, сама обложенная санкциями, применит то же оружие.

Все это время Эрдоган безуспешно искал встречи с Путиным, однако тот демонстративно избегал ее. Казалось бы, достаточно было просто извиниться, наказать виновных в гибели российского пилота и выплатить компенсацию за утерянный самолет – не так уж много. Но разве султаны извиняются, даже когда неправы?

Впрочем, скоро «черные ящики» разбившегося бомбардировщика покажут, кто бы прав, а кто нет. Интересно, что скажет Эрдоган, если в присутствии международных экспертов выяснится, что самолет все же был сбит над Сирией, а не над Турцией? Чем он тогда объяснит свои слова об «ошибке российского пилота»? Ошибкой своих вояк?

А пока суд да дело, Турция продолжает одной рукой пытаться нащупать точки соприкосновения с Кремлем, так чтобы помириться «по-тихому», не извиняясь и не признавая своей ошибки, во всяком случае, публично. А другой – продолжая играть с огнем, словно провоцируя Россию: давайте помиримся по-хорошему, а не то… нам терять нечего.

Вот и этот инцидент с турецким сейнером. А ведь «Сметливый» мог поступить вполне по-эрдогановски и расстрелять турецкий корабль. А потом заявили бы об «ошибке турецкого капитана». Мол, он подошел слишком близко, его предупреждали, но он не реагировал на предупреждения, а мы действовали согласно инструкции.

Ну, можно было, конечно, обойтись сиреной или иными способами предупреждения. Я вполне допускаю, что капитан элементарно «заснул за штурвалом», не камикадзе же он, в конце концов, цель которого своей гибелью спровоцировать новую российско-турецкую войну. Но с ним поступили, с одной стороны, четко по инструкции (как якобы поступили пилоты турецкого истребителя, сбившие наш Су-24), с другой – демонстративно.

Если это провокация – она явно не удалась. Если «ошибка» – то Москва продемонстрировала, что «не ведется» даже на «ошибки», а значит, выстоять в противостоянии с таким противником чрезвычайно сложно. Это как молодому, наглому и задиристому новичку выходить на ринг против умудренного опытом уравновешенного и техничного профессионала, который умеет просчитывать действия противника на несколько ходов вперед.

Почти та же картина с буровыми установками «Черноморнефтегаза». Только тут уже никак не спишешь на ошибку капитана. Но даже в этой ситуации российские моряки поступили с турками, как поступают большие взрослые псы с маленькой, но громко лающей собачкой – рявкнули так, что последняя предпочла заглохнуть и ретироваться. Вроде бы, опять же, все по инструкции, но какое унижение для османов!

Утро 14 декабря Эрдоган начал с настойчивых призывов Россию возобновить «стратегические отношения» с Анкарой. Он вновь заявил, что не является сторонником конфликта, но извиняться опять отказался.

«Мы хотим продолжить наше стратегическое партнерство и взаимоотношения с Россией на тех же условиях, что и до сих пор. Мы успешно сотрудничали на протяжении последних 10−11 лет. Мы хотим продолжить сотрудничество», — заявил Эрдоган журналистам.

«Этот инцидент, произошедший по причине того, что неопознанный самолет нарушил воздушное пространство и не отвечал на предупреждения, заставляет задуматься и расстраивает. Пилот не слушал предупреждения. И в этой ситуации наши пилоты выполнили свои обязанности. Инцидент произошел из-за ошибки пилота, не отреагировавшего на предупреждения и не слышавшего их».

Это уже похоже на поведение маленького ребенка, который ни за что не готов признать свою вину, но, как мантру повторяет, «давай помиримся». Впрочем, вскоре министр иностранных дел Турции Чавушоглу сделал заявление уже больше похожее на угрозу: «Россия и Турция, безусловно, должны восстановить доверительные взаимоотношения, которые у нас всегда были, но нашему терпению есть предел». И добавил, что Россия уже «поставила себя в глупое положение», обвинив Анкару в торговле нефтью с ИГ.

Кто себя ставит в глупое положение? Может тот, кто настойчиво требует мира «по-хорошему», иначе будет «по-плохому»? Эти как раз попытки вслепую нащупать вариант «сохранения лица» выглядят чрезвычайно глупо.

На что рассчитывает Турция? Нет, там серьезно думают, что Москва пойдет навстречу Анкаре и согласится списать все на «ошибку пилота»? Может, они и впрямь рассчитывали, что наши корабли откроют по их судам огонь на поражение, тем самым уравновесив «ошибки»?

А между тем, санкции против Турции все усиливаются. А вот у Турции не остается никаких серьезных рычагов давления на Россию, кроме как перекрыть проливы. Но это будет равносильно самоубийству. Ведь в ответ Москва может применить то самое оружие, которое она оставила как раз на крайний случай – перекрыть газ.

И, что характерно, перекрытие Турцией проливов без объявления войны будет нарушением международных договоренностей. А вот перекрытие газа Россией – не будет. Наш газ: хотим – продаем, хотим – нет! В этом плане даже очень хорошо, что «Турецкий поток» еще не заработал, и Турция не может нас шантажировать воровством «европейского» газа, как Украина.

Обратите внимание: в четвертом квартале 2015 года экспорт российского газа в Турцию может увеличиться в годовом исчислении примерно на 1 млрд куб. м, практически компенсировав снижение закупок в предыдущие несколько кварталов, как сообщает «Интерфакс».

Если прокачка сохранится на том же уровне до конца года, то в четвертом квартале 2015 года «Газпром» может поставить в Турцию 7,5 млрд куб. м газа по сравнению с 6,59 млрд куб. м в четвертом квартале 2014 года, свидетельствуют расчеты Агентства газовой информации. По проливам вопросы еще есть?

И в то же время поступают сообщения, что Россия может распространить санкции против Турции на импорт строительных, туристических и гостиничных услуг, а также деревообработку и обучение российских пилотов в Турции. Также турецким резидентам могут полностью запретить участвовать в российских госзакупках.

Более того, как сообщил постпред РФ в ООН Виталий Чуркин, наша страна может поставить в Совбезе вопрос о введении санкций против Турции в связи с проблемой контрабанды нефти ИГ.

Тут вопрос уже не в извинениях, которые, по сути, ничего не дадут. Вопрос в том, что примирение, во всяком случае возвращение прежнего уровня доверия — уже невозможно. Тут дело далеко не в самолете, самолет стал лишь спусковым крючком для того, что неизбежно должно было произойти.

Инцидент с Су-24 это не «ошибка пилота», это серьезная ошибка лично Эрдогана, которую он просто не мог не совершить. Можно ли назвать ошибкой действия человека, попавшего в трясину, который продолжает размахивать руками и ногами, погружаясь от этого еще глубже? Можно. Но мог ли он поступить по-другому? В большинстве случаев – нет. Тем более, что у Эрдогана не оказалось и палочки-выручалочки, которая обычно может спасти жизнь угодившему в болото – Штаты непрозрачно намекнули, что «мы, конечно, словом поддержим, но… свои проблемы решай сам…»

А проблем у Анкары в последние месяцы накопилось много. Мало того, что политика Эрдогана (в том числе, и сирийская авантюра) заставила страну увязнуть в региональных конфликтах, так еще и привела к расколу общества и поставила уже саму Турцию на грань переворота и даже гражданской войны.

И тут еще Россия со своими ВКС. Куда деваться бедному султану? Остается только фолить, как говорят в футболе. Фол последней надежды – вот, как называется поведение Эрдогана.

Утратив инициативу в Сирии, Эрдоган вторгся в Ирак. Так поступают, когда терять нечего. А ему и впрямь нечего, ведь сценарий перекидывания пламени войны из Ирака и Сирии в саму Турцию уже не выглядит фантастическим. Тут или пан или пропал, надо действовать на опережение.

Понимания своим действиям Анкара нашла не больше, чем в момент оккупации Северного Кипра. Мировое сообщество тогда закрыло глаза, хотя и не простило Турции. Сейчас ситуация гораздо серьезнее, и Анкара повысила ставки до исторического максимума. Так ведет себя осознавший необратимость своих поступков и неизбежность расплаты агрессивный хулиган, мол, а я вот так, ну, что вы мне сделаете?

Впрочем, в Сирии российские ВКС спутали карты не только Анкаре, но и саудитам и катарцам, наживались на этой бойне все эти годы. И вот во вторник, 15 декабря, стало известно, что саудиты совместно с катарцами и турками создают новую коалицию.

А еще раньше 10 декабря иракское агентство печати сообщило, что в Ирак для борьбы с ИГ могут быть введены около 100 тысяч иностранных военнослужащих: 90 тысяч из Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара и Иордании и 10 тысяч из США. Разумеется, согласия Ирака никто не спрашивает.

Помните, как еще в октябре ходили слухи, что Вашингтон хочет руками курдов и арабов захватить «столицу ИГ» Ракку? Теперь, судя по всему, в планах еще и Мосул, на подступах к которому больше недели назад появились турецкие танки.

И если с мотивацией США ни у кого не возникает вопросов (цель: или втянуть Россию в наземную войну, или, как минимум – выхватить из-под носа победу над ИГ), то цели арабов и турок более глобальные.  Они гораздо больше заинтересованы в конкретном результате, в  отличие от Штатов, которые не привыкли класть все яйца в одну корзину и вообще в любой момент могут «соскочить».

Цель новой коалиции проста – урвать хоть что-то в Сирии и Ираке, которые никто, пожалуй, кроме России и Ирана, уже не воспринимает в качестве суверенных государств. «Грабь награбленное» – вот девиз этих стервятников, которые готовы даже на неземную операцию, только бы не оказаться отодвинутыми от «кормушки». Представляю, как радуются этому факту в Вашингтоне, давно привыкшему таскать каштаны из огня чужими руками.

Впрочем, «успехи» саудитов в Йемене заставляют усомниться в будущих успехах в Ираке. Вообще из всей новой коалиции боеспособными выглядят разве что Египет и Турция. Последняя готова сыграть первую скрипку и уже, судя по всему, нацелилась на Мосул, к которому имеет давний интерес.

Только если неделю назад это выглядело как оккупация, то теперь это будет совместная операция в рамках антитеррористической коалиции, а на деле – группы утративших связь с реальностью из-за страха потерять все, что награбили за последние годы, «мародеров».

Не знаю, забыл ли Эрдоган о том, что мародеров иногда ловят и расстреливают. А иногда они подрываются на минах. В общем, тяжела доля мародера. Но и назад пути нет. Один раз встал на скользкую дорожку – и уже не свернешь. И каждый новый шаг – изначально ошибка.

 

Дмитрий Родионов

Источник: politobzor.net

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий