Решения судов, которые можно не исполнять

Решения судов, которые можно не исполнять

15 декабря президент Российской Федерации подписал закон, по которому Конституционный Суд имеет право принимать решение о возможности или невозможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека

Эта сухая формулировка означает, что человек, выигравший процесс в ЕСПЧ, совершенно не обязательно получит от российского государства требуемое. Органы власти могут обратиться в КС, а тот уже решит, выполнять или не выполнять.

Поправки в закон «О Конституционном Суде» основаны на более раннем решении самого КС от 14 июля 2015 года. Прошло меньше полугода, и предложение судей стало законом. Но не на каждое постановление, подписанное Валерием Зорькиным, депутаты и исполнительная власть реагируют так оперативно.

14 декабря был опубликован доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации в 2014 году, который охватывает и первое полугодие 2015 года.

Согласно докладу, с 1 января 1992 года по 14 июля 2015 года Конституционным Судом Российской Федерации принято 181 постановление, в том числе в 2014 году — 19 постановлений, а в первом полугодии 2015 года — 17, в соответствии с которыми отдельные положения федеральных законов признаны не соответствующими Конституции. Федеральному законодателю надлежало внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации.

С 1992 года исполнено 149 постановлений КС, в том числе в 2014 году — 25, а в первом полугодии 2015 года — 14 постановлений.

Еще по 32 постановлениям по состоянию на август 2015 года велась работа: в Госдуму было внесено 17 законопроектов по постановлениям КС, однако далее первого чтения они не пошли. А по 15 оставшимся постановлениям законопроекты даже не были внесены в Госдуму и находились лишь на стадии разработки будущего нормативного акта.

Среди так и не исполненных постановлений КС некоторые прямо затрагивают права и свободы человека.

Так, 14 февраля 2013 года КС признал неконституционными минимальные размеры штрафов за нарушение законодательства о митингах и обязал снизить их. Законопроект был внесен правительством в Госдуму еще в августе 2013 года, но дальше первого чтения не пошел. Пока депутаты в течении двух лет саботируют решение Конституционного Суда, в стране приняты и активно используются законы, устанавливающие уголовную ответственность за неоднократное нарушение антимитингового законодательства.

В постановлении от 8 апреля 2014 г. КС признал не соответствующими Конституции минимальные размеры штрафов для НКО-«иностранных агентов» и их руководителей. Суд счел, что такое ограничение не позволяет «во всех случаях… учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности лица, его имущественное и финансовое положение… и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания». Законопроект был внесен Правительством в Государственную Думу еще в октябре 2014 года, но так и не двинулся дальше профильного комитета. За год количество НКО и их руководителей, оштрафованных на сотни тысяч рублей, заметно возросло.

17 февраля 2015 года Конституционный Суд рассматривал жалобы ряда некоммерческих организаций на действия прокуратуры, которая имела безграничные полномочия по организации тотальных проверок НКО. Суд обязал законодателей определить предельные сроки проведения проверок и сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора о представлении необходимых документов материалов. Законопроект был внесен еще в августе 2015 года, а в октябре даже принят в первом чтении, но дважды его передача ко второму чтению переносилась. У законопроекта все шансы разделить судьбу двух предыдущих.

Ситуация с исполнением решений ЕСПЧ еще сложнее, если речь идет не о выплатах пострадавшим в связи с нарушением их прав, а о принятии государством-ответчиком системных мер.

Контроль за исполнением решений ЕСПЧ осуществляет Совет министров Совета Европы. На усиленном контроле находится 1067 решений против России, на стандартном контроле — 451 решение. Таким образом, 1529 решений ЕСПЧ Российская Федерация не исполнила в полном объеме. Некоторые неисполненные решения были вынесены 10 лет назад.

Не исполнять решения российского Конституционного Суда наши чиновники прекрасно научились. Примерно та же ситуация и с неисполнением решений ЕСПЧ.

Фактически Россия и до принятия поправок не очень стремительно исполняла решения ЕСПЧ, лишь имитируя бурную деятельность по исправлению ситуации. Поэтому новые поправки лишь освободят государство от обязанности имитировать работу над ошибками.

АЛЕКСЕЙ ГЛУХОВ

Источник: https

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий