Новый “Шелковый путь”: транспортный коридор в обход РФ

Новый “Шелковый путь”: транспортный коридор в обход РФ

В проекте участвуют Китай, Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция.

В рамках международного проекта «Шелковый путь» в Грузию 13-го декабря прибыл первый транзитный поезд, который доставит груз из Китая в Турцию. Перевозки по новому «Шелковому пути» были осуществлены в обход территории России – из китайского порта Ляньюньган грузы проследовали в Казахстан, затем морской паром доставил их в Азербайджан, а из Азербайджана по железной дороге они были доставлены в Грузию.

На завершающем этапе из грузинского порта Поти грузы транспортируются при помощи переправы по Черному морю в турецкий город Стамбул. После того, как в эксплуатацию вступит железнодорожная магистраль Баку-Тбилиси-Карс (в Восточной Турции), прибывшие в Азербайджан из Казахстана грузы будут транспортироваться по этому железнодорожному маршруту, минуя морской путь из Поти в Стамбул.

Таким образом время, необходимое для транспортировки грузов по новому «Шелковому пути» составит около 10-15 дней, тогда как альтернативный полностью морской маршрут подразумевает приблизительно 40-45 дней. Идея восстановления исторического «Великого Шелкового Пути» – маршрута, когда-то связывающего Азию с Европой, принадлежит президенту Китая. Тбилиси подключился к работе над данным проектом два года назад.

Премьер-министр Ираклий Гарибашвили на проведенной в Тбилиси в воскресенье церемонии назвал этот день «историческим».

«Сотрудничество стран вдоль Шелкового пути даст нам возможность производить перевозки из Китая в Европу намного быстрее и дешевле. С помощью проекта Шелкового пути, Грузия станет мультирегиональным центром, который свяжет Европу, Восточную Азию, Индию, Центральную Азию и Средний Восток», – заявил грузинский премьер.

«Долгосрочная перспектива»

Эксперт по экономическим вопросам Гия Хухашвили отметил в интервью Русской службе «Голоса Америки», что в XXI-м веке – в условиях, когда существует «огромная конкуренция» между многочисленными производителями, – важно не просто производить продукт, но также максимально снизить логистические затраты путем диверсификации путей доставки продукции на различные рынки.

Хотя, по мнению Хухашвили, для Китая «Шелковый путь» в обход территории России интересен не только с точки зрения экономической эффективности, но и по политическим причинам.

Гия Хухашвили считает, что проект «Шелковый путь» – довольно интересное начинание, у которого есть будущее, хотя в среднесрочной перспективе он вряд ли будет экономически эффективен. Причины, по его словам, в том, что этот маршрут на данном этапе является «нестабильным», и страны-участницы этого проекта с точки зрения инфраструктуры пока еще не готовы к значительному росту объема принимаемых ими грузов.

«Шелковый путь проходит через не очень спокойные регионы, и еще нужно будет приложить многие усилий для того, чтобы он получил статус стабильного транспортного корридора. Кроме этого, есть и проблемы с инфраструктурой, так как для роста товарооборота пока не готовы ни Казахстан, ни Азербайджан ни даже Грузия, инфраструктура которой находится хотя и в относительно лучшем, но все же недостаточном для серьезного роста товарооборота состоянии», – считает эксперт.

Одновременно, подчеркивает Хухашвили, так как Европа и Китай заинтересованы в стабилизации «Шелкового пути», эксперт не исключает, что благодаря их скоординированнымусилиям, включающим «серьезные инвестиции», проект разовьется в максимально кратчайшие сроки.

Зураб Джапаридзе, парламентарий, эксперт по экономическим вопросам грузинского «Нового политического центра» считает проект «Шелковый путь» очень важным как для экономики, так и для безопасности Грузии.

По его словам, в перспективе по этому маршруту со временем будут проходить очень крупные грузы, что принесет грузинской экономике существенную выгоду. Особые надежды он возлагает на реализацию планов грузинских властей, заявивших о намерении Пекина и Тбилиси подписать соглашение о свободной торговле, а также то, что китайская сторона планирует построить глубоководный порт в Анаклии, который будет самым крупным портом в стране,и сможет принимать корабли с гораздо большими объемами груза, чем это возможно в Поти и Батуми.

Примечательно, что, как ранее заявил премьер Грузии Ираклий Гарибашвили, первый раунд переговоров касательно соглашения о свободной торговле между Грузией и Китаем состоится в январе будущего года в Тбилиси.

Зураб Джапаридзе считает, что значительное сокращение времени, необходимого для транспортировки грузов «однозначно привлекательно» для китайской стороны, соответственно, существующие проблемы в связи с пропускной способностью стран-участниц маршрута будут, по его мнению, исправлены в ближайшем времени.

Джапаридзе видит в «Шелковом пути» также перспективу укрепления безопасности Грузии. По его словам, безопасность подразумевает не только обороноспособность, но также и сильную экономику, интересы и присуствие в регионе крупных игроков, каким и является Китай.

В то же время интерес к региону со стороны нового игрока, говорит Джапаридзе, будет вряд ли в интересах России, которая после распада Советского Союза пытается вернуть Кавказ, и в частности Грузию, в зону своего влияния.

«Помимо того, что «Шелковый путь» проложен в обход российской территории, что не выгодно для РФ в экономическом плане, вряд ли Москву, с чисто геополитической точки зрения, обрадует рост вероятности того, что Грузия может оказаться в сфере интересов Китая», – резюмировал Зураб Джапаридзе.

Источник: golos-ameriki.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий