Нелёгкие времена. Что сулят перемены в Аргентине и Венесуэле

Нелёгкие времена. Что сулят перемены в Аргентине и Венесуэле

Обозреватель Андрес Оппенгеймер, освещающий в США проблемы Латинской Америки для CNN и газеты El Nuevo Herald, с воодушевлением воспринял успехи оппозиции на недавних выборах в Аргентине и Венесуэле. По его оценке, политическая карта Южной Америки радикально и многообещающе изменилась. Президентом Аргентины стал Маурисио Макри, предприниматель-миллионер, правоконсервативный политик, ярый противник «популизма». В Венесуэле контроль над парламентом получил оппозиционный альянс, в ближайших планах которого отстранение от власти президента Николаса Мадуро и налаживание тесных связей с Вашингтоном. 

Не без злорадства упомянул Оппенгеймер о проблемах, с которыми сталкивается президент Бразилии Дилма Руссефф, «убеждённый союзник боливарианского режима». Обвинения Руссефф в коррупции не стихают, активизировались силы, пытающиеся объявить ей импичмент. Оппенгеймер призвал президента Обаму воспользоваться благоприятной ситуацией для улучшения взаимоотношений США с Латинской Америкой и совершить в наступающем 2016 году поездку по региону. Обозреватель предложил включить в маршрут Мексику, Уругвай, Кубу, но первоочередной страной для посещения назвал Аргентину: «Это стало бы знаком поддержки для Макри, который унаследовал разрушенную страну и неотложно нуждается в восстановлении международного доверия, чтобы добиться инвестиций». 

Слова о «разрушенной стране» – дежурный пропагандистский выпад по адресу бывшего президента Кристины Фернандес де Киршнер. За 12-летний период «киршнеризма» Аргентина буквально восстала из пепла после неолиберальных экспериментов. Заметно снизилось число безработных, промышленность, сельское хозяйство, финансы демонстрируют устойчивость, несмотря на кризисные явления в мировой экономике. В социальной сфере совершён качественный прорыв – аргентинцы признают, что пенсионное обеспечение, жилищное строительство, здравоохранение и образование заметно улучшились в период правления Нестора Киршнера и Кристины Фернандес. В аналитических обзорах по итогам их правления доминирует вывод: «Нет ни одного аргентинца, которому сейчас было бы хуже, чем 12 лет назад». К этому можно добавить, что таких же положительных достижений в социальной области добились правительства в Венесуэле, Эквадоре, Боливии, Бразилии. 

Против них в последние годы и была развёрнута Вашингтоном финансово-экономическая, пропагандистская, психологическая война. В прицеле – не только Аргентина и Венесуэла, но и все страны, входящие в Союз южноамериканских наций (UNASUR) и Боливарианский альянс для народов нашей Америки (ALBA). Президент Эквадора Рафаэль Корреа 14 декабря в своём еженедельном телерадиовыступлении заявил, что только объединение прогрессивных сил Латинской Америки способно «положить конец натиску консервативных сил, которые внедряются на субконтинент». Как подчеркнул Корреа, «в Аргентине сейчас действует правительство правых, в Венесуэле оппозиция завоевала две трети мест в Ассамблее, мы противостоим большим, гигантским силам». 

По словам Корреа, ему приходится вести постоянную политическую борьбу, сопротивляться атакам СМИ, «теперь на очереди экономическая война, в которой необходима поддержка народа, и не только в Эквадоре». Корреа прогнозирует, что его политические враги попытаются захватить Национальную ассамблею, чтобы с этих позиций «бойкотировать Гражданскую революцию». Они будут делать то, что оппозиция сделала в Венесуэле. Однако за время моего президентства [реальной] оппозиции не было, была контрреволюция людей, которые, если бы могли нас убить, то убили бы». Сейчас, по мнению Корреа, его противники делают ставку на «стратегию постоянной эрозии Гражданской революции, переворот по мягкому сценарию». 

В Венесуэле в выступлениях президента Николаса Мадуро тоже звучат тревожные мотивы. Только что, обращаясь к военнослужащим, он заявил, что против Венесуэлы ведётся экономическая война, в которой участвуют бизнесмены и многочисленные политические враги. Победа оппозиции на парламентских выборах грозит «крупномасштабным кризисом, который может вылиться в ожесточённую борьбу между патриотами и антипатриотами. Этот конфликт создаст сильное напряжение. Это – контрреволюционный кризис». Сейчас в рабочей повестке Мадуро – встречи с людьми на различных импровизированных площадках. Он говорит о том, что у страны есть только два пути: либо фашистская контрреволюция, либо дорога социализма. Постоянно звучат напоминания о репрессиях, которые обрушились на Чили после захвата власти заговорщиками во главе с Пиночетом в сентябре 1973 года. 

О том, что венесуэльская оппозиция потенциально способна выступить в роли заговорщиков, в характерной наглой манере напомнил Хенри Рамос Аллуп, генеральный секретарь партии Демократическое действие. Прикрываясь новоизбранными депутатами оппозиции, он пытался спровоцировать сторонников Мадуро: несколько раз провёл ладонью по горлу, словно обозначая процедуру обезглавливания. Разумеется, присутствующие тут же припомнили публичные казни палача Джихади Джона из ДАИШ. По этой причине словосочетание «Джихади Аллуп» стало использоваться в боливарианских СМИ при обсуждении возможного варианта развития событий в Венесуэле. В нынешних условиях «относительного равновесия» между сторонниками Мадуро и оппозиционным альянсом (MUD) любая провокация может привести к дестабилизации и выяснению отношений силовыми методами. 

Боливийский президент Эво Моралес в интервью для PortalAlba сказал: «Мы с Мадуро чувствуем себя одинокими как антиимпериалистические лидеры, я с болью воспринимаю региональную политическую панораму». Моралес выразил беспокойство по поводу развития событий в Бразилии: «Там назревает парламентский переворот. Уже имел место переворот в Парагвае (июнь 2012 года), сейчас это раскручивается в Бразилии. Конституции бывают разные, иногда заимствованные (importados), и мы их уважаем. Но политическую власть сохраняют олигархические группы. Я знаю, что трудящиеся не только Боливии, но всей Латинской Америки будут рядом с нами. Мы не чувствуем себя запуганными. Взгляните на пример Кубы, которая десятилетиями находилась в Латинской Америке в одиночестве. Если Империи не приносили результата экономические войны, они прибегали к политике угроз. Используется также идеологическая конфронтация». 

В будущем году (21 февраля) в Боливии должен пройти референдум по частичной модификации Политической конституции государства. Вопрос о возможности переизбрания президента и вице-президента обсуждается национальными СМИ. Оппозиция пытается сорвать мероприятие, отсюда повышенная политическая температура в стране. Если поправки будут приняты, то в 2019 году Моралес и вице-президент Альваро Линьера вновь будут главными претендентами на высшие посты в стране. Как следствие, применение приёмов грязной войны против этих политиков. Особо эксплуатируется тема родственников Моралеса, которые якобы пристроились на теплые места в правительстве. Подобного рода «разоблачения» всегда негативно действуют на общественное мнение, и президент Боливии не устаёт их опровергать: «Моя сестра и брат работают вместе с кубинскими врачами, они не лезут в политику. Не может быть и речи, чтобы члены наших семей привлекались к управлению государством». 

Эво Моралес признаётся, что за годы активной политической жизни привык к обвинениям и оскорблениям: его называли наркотрафикантом, террористом и даже «Бен Ладеном Андского нагорья». Он старается не обращать внимания на подобные выпады, считая клевету неотъемлемой частью грязной войны. Однако к информации о деятельности спецслужб США и Израиля в Боливии он относится серьёзно, памятуя о преждевременной и явно спровоцированной ЦРУ смерти своего друга и учителя Уго Чавеса. По этой причине сам Моралес и сотрудники службы безопасности внимательно отнеслись к расследованию американских авторов Александра Мэйна (Alexander Main) и Дэна Битона (Dan Beeton) «Досье WikiLeaks, мир в соответствии с Империей США». В этих материалах содержится детальная информация о планах спецслужб Вашингтона «для Боливии» – от организации переворота до убийства Эво Моралеса. 

Правительство Боливии практикует, следуя примеру Венесуэлы, распространение превентивной информации о деятельности ЦРУ, АНБ, ДЕА, военной разведки США в стране. Одна из таких публикаций появилась в газете La Epoca от 10 декабря под названием «ЦРУ возобновляет своё наступление в Боливии». В рассекреченных материалах боливийской контрразведки содержатся сведения о modus operandi спецслужб США под крышей посольства, расположенного в Ла-Пасе на авениде Арсе 2780. 

В числе сотрудников «под крышей» названы советник Габриэль Эскобар (Gabriel Escobar), первые секретари Чэйз Аллен Бимер (Chase Allen Beamer) и Кэтрин Бимер (Katharine Beamer), второй секретарь Шон Даниэль Бода (Sean Daniel Boda), атташе Роберто Бернардо (Roberto Bernardo), Марк Редмонд (Marc Redmond) из политического сектора, которому, кстати, поручено освещение «российского присутствия» в Боливии, и другие. В публикации повествуется о членах агентурных сетей, задачах, которые ставятся перед ними, в том числе по выявлению лиц из близкого окружения президента и вице-президента, ключевых министерств и органов безопасности. Повышенную заинтересованность посольство проявляет к разработке персонала, обслуживающего высших лиц государства, в том числе шофёров и пилотов. 

В публикации газеты La Epoca прямо указывается на то, что американская слежка в Боливии никогда не прекращалась, но сейчас в связи с возникшими проблемами в стане «популистов-социалистов» она будет усилена. Спецслужбы США рассчитывают на дальнейшее ослабление «популистских» режимов и намерены по максимуму способствовать этому. В публикации подчёркивается, что «в этом имперском рвении не отвергается никакой из вариантов «мягкого или жёсткого» переворота, ни убийство Моралеса, чтобы устранить с политической сцены этого индейского и мирового лидера, как это планировалось с 2008 года».

МИД России выступил с заявлением по итогам парламентских выборов в Венесуэле. В нём отмечалось, что «волеизъявление прошло в мирной, спокойной обстановке и в строгом соответствии с положениями Конституции». Нельзя не выделить ключевую фразу заявления, которую можно отнести ко всем странам региона, подвергающимся подрывным атакам со стороны США: «Любые попытки искусственного провоцирования социальной напряжённости, в том числе её подстрекательство извне, недопустимы». 

Нил НИКАНДРОВ

Источник: fondsk.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий