Доллар подорожал до 70,58 рублей. Россияне крайне обеспокоены обесцениванием национальной валюты. Посмотрим, что думают по этому поводу официальные лица.
Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина думает следующее:
Есть привычка смотреть за курсом и свои сбережения мерить иногда в валюте. Но, мне кажется, происходит постепенная адаптация сознания у многих граждан. Люди зарабатывают в рублях. И в основном тратят деньги в России на товары, цены на которые выражены в рублях. Поэтому показатель инфляции, на мой взгляд, имеет гораздо большее значение и большую важность в жизни каждого человека.
Не самый корректный ответ от чиновника такого ранга. Создаётся впечатление, чиновник над гражданами глумится.
Во-первых, согласно Конституции РФ, статья 75, пункт 2:
Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
ЦБ РФ не справляется со своей основной функцией. Полностью провалил — не обеспечил ни защиту, ни устойчивость национальной валюты. Согласно основному документу Российской Федерации, ЦБ РФ в настоящий момент не функционирует. А это очень дурной знак, когда в разгар экономического кризиса системообразующие узлы государственного аппарата перестают действовать. Либо перестала действовать Конституция РФ — что ещё хуже, так как она служит основанием для всего государственного устройства современной России, обеспечивает некоторую иллюзию легитимности и общегражданского консенсуса.
Во-вторых, в ответ на понятное беспокойство граждан чиновники предлагают заняться созерцанием не курса, а инфляции.
С одной стороны, инфляция исчисляется не в трехзначных числах, а всего лишь в двухзначных — смотреть на неё приятнее. С другой, даже официальный годовой рост в 15,6% в октябре (стал 14,8% к декабрю) не вызывает особого оптимизма.
В-третьих, при существующей доле импортных продуктов в потреблении не важно, куда смотреть: на курс или на инфляцию — увидишь примерно одинаковую картину. Доллар растёт — иностранные закупки дорожают — инфляция увеличивается.
В-четвёртых, люди редко меряют свои сбережения в валюте, действительно. Однако стоит сказать пару слов о причине такого пренебрежения. По данным Росстата, на сентябрь 2015 года за чертой бедности оказались 20,3 млн человек. 14% населения превратились в нищих — им вообще мерить нечего. Остальные свои сбережения измеряют в еде — проверяют, насколько дней осталось.
В-пятых, граждане, как верно заметила глава ЦБ, зарабатывают в рублях, а вот государство — в нефтедолларах. Цены на нефть упали до рекордно низкого уровня, и объективных факторов для роста в среднесрочной перспективе пока нет.
ОПЕК продолжает добывать 31,7 млн баррелей ежедневно — при квоте в 30 млн баррелей. Иран обещает увеличить поставки на 1 млн баррелей в день в течение 5-6 месяцев после отмены санкций. Конгресс США грозится снять 40-летний запрет на экспорт сырой нефти из страны. Мировые мощности для хранения нефти близки к заполнению. По данным PIRA Energy Group, в I квартале 2016 г. места в наземных хранилищах не останется. Предложение сильно превышает спрос.
По расчётам Morgan Stanley, только из-за текущего снижения цен на нефть годовой дефицит российского бюджета составит 3,5% ВВП. По отчётам Минфина, который всегда довольно позитивно смотрит в завтрашний день, резервы будут исчерпаны за год.
Судя по недавним действиям правительства, получить необходимые средства планируют из двух источников: 1. распродажа государственной собственности — до 1 трлн рублей (по крайне оптимистичным оценкам самого Минфина); 2. дальнейшее ограбление населения.
Тот же Morgan Stanley прогнозирует, что в 2016 году налоги в РФ неизбежно вырастут.
4 декабря 2014 года президент Владимир Путин обещал:
Предлагаю на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия и к этому вопросу больше не возвращаться, не менять их.
Но, во-первых, Минэкономразвития РФ уже разработало проект по повышению единого налога на вмененный доход (ЕНВД) — на 16%. Во-вторых, увеличить налоговые поборы можно не напрямую, законодательно, а косвенно, опосредованно.
Например, обратимся к гуру столь любимого российскими властями монетаризма — к американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии 1976 года Милтону Фридману, который со свойственным всем настоящим либертарианцам цинизмом заметил:
Инфляция — это одна из форм налогообложения, которая не нуждается в законодательном одобрении.
Не стоит обвинять чиновников ЦБ РФ в том, что они чего-то не понимают, по глупости и беспомощности рушат рубль, увеличивают инфляцию, плодят бедность. Создаётся впечатление, курс на ограбление населения взят вполне сознательно. Много с нищих не возьмёшь, но, как говорится, одна старушка — копейка, а сто — уже рублик. Пора постепенно адаптироваться к этой простой мысли.
Максим Волков
Источник: rusrand.ru