В рамках Шанхайской организации сотрудничества Китай предложил России организовать зону свободной торговли. Почему Россия не может пойти на такое сотрудничество с Китаем, Федеральному агентству новостей объяснял научный руководитель Научно-исследовательского центра «Неокономика» Олег Григорьев.
— Насколько предложение Китая реалистично?
— Теоретически это возможно. Не вопрос. Уже создана Тихоокеанская зона свободной торговли, создается зона свободной торговли США–Европа. До всего этого, в 1994 году, была создана зона свободной торговли НАФТА–США, Канада, Мексика. С теоретической точки зрения, этому ничто не мешает. На практике переговоры ведутся очень долго. Это сказать легко — «свободная торговля». Надо решить кучу вопросов. Выясняется, что у сторон разные представления о своих выгодах, о том, что они должны все-таки защищать свои интересы. Нам не очень это выгодно, в некотором смысле — страшно. Китай — это промышленная мастерская мира. Если у нас с ним зона свободной торговли, не существует пошлин, не существует барьеров, то мы про развитие своей промышленности можем смело забыть.
— Можно ли просчитать выгоды сторон — Китая и России?
— Предложил все это Китай. Его профит понятен. Есть ли тут какой-нибудь профит для нас, это вопрос сомнительный, особенно с учетом того, что представляет из себя Китай и планы его развития. В чем сейчас проблема Китая? Он переразвил свои восточные провинции: там высокая стоимость рабочей силы, огромное население и т.д. У него еще остается огромное количество бедного населения на Западе. Китай с логистической точки зрения неоднороден. Западная часть имеет более удобные транспортные пути в Казахстан, в Узбекистан, в Иран. Через Иран — на Пакистан и Индию. Это то, что называется «программа Шелкового пути». Китай намерен развивать свой Запад активно. Там будет расти производство, надо сбывать товары. А сбывать некуда, кроме как зоны ШОС, то есть Казахстана, России… Смысл для Китая очень понятен. Что мы с этого будем иметь? Особых выгод для нас я тут не вижу. Мы, к сожалению, торгуем только нефтью и газом. Особых вопросов по свободной торговле углеводородами нет.
— То есть наша задача теперь — всеми способами от подобного предложения отказаться?
— Я думаю, что мы создадим комиссию, которая долго будет тянуть время. Там есть еще одно осложнение: уже действует Евразийская зона свободной торговли, в которой доминируем мы. Если будет аналогичная зона свободной торговли с ШОС, то неизбежно возникнет конфликт интересов, потому что эти зоны частично пересекаются.
— Если Китай понимает, что мы не согласимся, зачем тогда он вообще предложил нам зону свободной торговли?
— Расчет Китая очень простой. Вроде бы мы объявили, что Китай наш стратегический союзник. Мы в грубой форме указать ему на дверь не можем. Они про это знают, они это учитывают. Ну а за стратегический союз надо как-то платить, говорят они.
Напомним, что Китай выступает за создание зоны свободной торговли в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Заявление сделал премьер Госсовета КНР Ли Кэцян. Участники договорились, что поручат министрам торговли выработать меры по созданию зоны свободной торговли в рамках ШОС. По мнению премьера, такая зона должна быть организована к 2020 году.
Членами ШОС являются Россия, Китай, Индия, Пакистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Статус наблюдателей имеют Монголия, Белоруссия, Иран и Афганистан.
Роман Овчинников
Источник: riafan.ru