За “черный ящик”

За “черный ящик”

Наши военные провели в Сирии уникальную спецоперацию

Сразу после гибели российского фронтового бомбардировщика Су-24, сбитого турецким F-16, стало понятно, что только расшифровка бортовых самописцев «24-го» даст достоверную информацию о том, нарушил ли он воздушное пространство страны – члена НАТО.

8 декабря министр обороны Сергей Шойгу лично представил президенту Владимиру Путину найденные и вывезенные из Сирии «черные ящики» нашего бомбардировщика. Расшифровка должна быть проведена только с участием иностранных специалистов, заявил Верховный главнокомандующий.

Такая позиция высшего военно-политического руководства вполне понятна. Если данные объективного контроля, полученные отечественными специалистами при расшифровке самописцев, докажут вину Турции, то представители НАТО, Госдепа США и Пентагона сразу заявят, что информация однозначно сфабрикована «коварными русскими».

В сложившейся ситуации не только российские военные, но и турецкие были заинтересованы найти бортовые самописцы первыми. Анкара в гонке за «черными ящиками» имела серьезное преимущество – обломки Су-24 находились на территории, контролируемой поддерживаемыми Турцией отрядами «умеренной» сирийской оппозиции. По некоторым данным, в этих же районах действовали турецкие спецподразделения.

Как показала поисково-спасательная операция российских ВКС, во время которой был поврежден и вынужденно сел, а позже был уничтожен вертолет Ми-8АМТШ, а морской пехотинец Александр Позынич погиб, противник сопротивляется достаточно упорно, и без серьезной подготовки найти бортовые самописцы не получится.

Есть информация, что Анкара направила на север Сирии дополнительные подразделения специального назначения с конкретной задачей – с помощью местных отрядов боевиков найти «черные ящики». Возможно, турки даже не стали бы вывозить бортовые самописцы, а уничтожили бы их на месте.

25 ноября, на следующий день после гибели российского фронтового бомбардировщика, группировка Воздушно-космических сил России в Сирии, усиленная артиллерийскими подразделениями сирийской армии, начала непрерывные удары по позициям боевиков в районе падения самолета. Территорию обрабатывали как взлетавшие с аэродрома Моздок дальние бомбардировщики Ту-22М3, так и батареи 152-мм гаубиц МСТА-Б, реактивных систем залпового огня «Смерч» и «Ураган», тяжелые огнеметные системы ТОС-1А.

Огненная буря должна была не только стать возмездием за расстрелянного в воздухе пилота Су-24 подполковника Олега Пешкова, но и обеспечить успешное проведение спецоперации по поиску «черных ящиков». Примечательно, что официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков уже 26 ноября сообщил: в районе гибели российского фронтового бомбардировщика уничтожены некие «таинственные группы». С большой долей вероятности речь шла о турецких спецназовцах, пытавшихся найти бортовые самописцы.

Жесткая реакция российского военно-политического руководства на, как выразился Владимир Путин, «предательский удар в спину» во многом сковала возможности Анкары по проведению поисковых мероприятий на севере Сирии.

По информации «Военно-промышленного курьера», истребители Су-30СМ с авиабазы «Хмеймим» уже 24 ноября приступили к патрулированию сирийско-турецкой границы. На следующий день к побережью Сирии подошел гвардейский ракетный крейсер «Москва», прикрывший район поиска корабельными С-300Ф «Форт». А 26 ноября в САР несколькими рейсами Ан-124 российской военно-транспортной авиации были переброшены новейшие ЗРС С-400, заступившие в тот же день на дежурство.

Развернутая за двое суток российская группировка средств противовоздушной обороны значительно затруднила действия турецкой авиации в приграничных районах. И даже с учетом того, что место падения обломков российского самолета находилось всего в нескольких километрах от границы, ВВС и армейская авиация Турции не могли оказать полноценной помощи спецназовцам, которые вели наземный поиск.

Понятно, что какими бы мощными ни были артиллерийские и авиационные удары, выполнить задачу по поиску и эвакуации могут только наземные подразделения. В докладе президенту России глава военного ведомства Сергей Шойгу доложил, что бортовые самописцы были найдены сирийскими спецназовцами и российскими бойцами Командования сил специальных операций. Какой из двух центров СпН, входящих в структуру КССО, отличился в Сирии, не разглашается.

Сирийские спецназовцы ранее приняли активное участие в поисково-спасательной операции штурмана сбитого бомбардировщика Су-24 капитана Константина Мурахтина, найденного и вывезенного на авиабазу «Хмеймим» на следующий день после трагедии. И были оперативно награждены российским командованием.

Как уже говорилось, во время поисково-спасательной операции 24 ноября, несмотря на сопровождение ударным Ми-24, был потерян от огня с земли транспортно-боевой Ми-8АМТШ. Поэтому командование российских Воздушно-космических сил приняло решение дополнительно усилить авиационную бригаду особого назначения (официальное название группировки ВКС России в Сирии) более современными ударными Ми-35М, способными благодаря новому бортовому оборудованию наносить удары по противнику днем и ночью в любых метеоусловиях.

Точное количество переброшенных в Сирию «35-х» неизвестно, но по некоторым данным, сейчас в «Хмеймим» базируется не менее двух таких машин. Официальные представители Минобороны не сообщали об усилении авиабригады ОН более современными Ми-35М, однако, по информации «Военно-промышленного курьера», машины прибыли на место назначения не позднее 27–28 ноября.

На момент начала поисков российское командование, вероятнее всего, только примерно представляло, где находятся «черные ящики» сбитого Су-24, ориентируясь по траектории падения. Для успешного проведения поиска после организованной огненной бури артиллерия и авиация сократили число ударов. В частности, приостановили свои вылеты в район, где началась операция, дальние бомбардировщики Ту-22М3. Но в то же время в наступление перешли верные Башару Асаду части и подразделения.

При полной закрытости информации, связанной с деятельностью российского Командования сил специальных операций, достоверную картину того, что происходило в районе поиска на севере Сирии, составить достаточно сложно. Наиболее ожесточенные столкновения происходили в начале декабря. Сопротивление боевиков было настолько сильным, что для их уничтожения потребовалось возобновить удары Ту-22М3. Тем не менее 6–7 декабря, через две недели после гибели Су-24, бортовые самописцы были найдены и вывезены в Россию.

Российское командование провело сложнейшую специальную операцию разнородных сил, в которой приняли участие не только наши летчики и бойцы КССО, но и артиллерия, спецподразделения, части сухопутных войск правительственной армии Сирии. Несмотря на неблагоприятную для нас ситуацию на момент начала операции, удалось не допустить турецких военных к бортовым самописцам и не позволить их уничтожить.

Алексей Михайлов

Источник: vpk-news.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий