Школа будущих имамов

Школа будущих имамов

Отечественное исламское образование укрепит национальную безопасность

Угроза распространения на нашу территорию деятельности запрещенной в России группировки ИГ ставит перед государством задачу адекватного реагирования. Оно заключается в органичном сочетании силовых мер и укрепления духовной сферы. Последнее невозможно без специальной подготовки.

Стране необходимы высококвалифицированные, патриотично настроенные мусульмане, способные руководить исламскими общинами. И воспитывать такие кадры следует прежде всего в учебных заведениях России, а не за ее пределами.

22 октября 2013 года президент Владимир Путин, встречаясь в Уфе с председателями духовных управлений мусульман, подчеркнул важность новой социализации ислама в противовес идеям, которые выдвигают представители неформальных религиозных течений. Глава государства затронул проблему подготовки кадров исламского духовенства и отметил необходимость создания достойной школы мусульманского богословия, что нашло полное понимание у муфтиев.

Безусловно, создание системы полноценного, отвечающего запросам времени исламского образования в РФ позволит в значительной степени снизить уровень радикализации, особенно молодежи, и поможет направить энергию граждан в соответствующее догматам религии позитивное русло. В данном случае – на созидательную деятельность, а при необходимости – и на вооруженную защиту национальных интересов государства.

Сегодня наши бакалавры, специалисты и магистры, изучающие арабский язык и культуру народов, традиционно исповедующих ислам, обучаются как в государственных вузах РФ, так и в исламских, координируемых духовными управлениями мусульман нашей страны. Ярким проявлением единства усилий государства и духовных управлений мусульман являются научные форумы, способствующие развитию такого образования. Из последних это, например, международные конференции «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века» (22–23 октября, Уфа), «Коранический гуманизм как фундамент мусульманского образования» (29–31 октября, Москва), «Вера, этнос, нация в эпоху кризисов и перемен» (5 ноября, Москва), форум «Ислам в мультикультурном мире» (5 ноября, Казань).

Листая старые программы

Образование в Московском исламском институте (МИИ) строится в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 9 февраля 2011 года № 183 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 033400 «Теология» (квалификация/степень «Бакалавр»). Учебный план МИИ находится в открытом доступе, с ним может ознакомиться любой желающий. Курс насыщен значительным количеством разнообразных дисциплин, но при этом соблюдается принцип демократичности – студенты имеют право выбирать часть предметов. Процесс обучения строится из расчета 28 часов в неделю, администрация МИИ постоянно работает над его совершенствованием. Набор религиозных и светских предметов адекватно отражает цели и задачи исламского образования, а также потребности самих студентов. Тем не менее можно утверждать, что у исламского образования не только в Москве, но и во всей России существуют проблемы, часть которых решаема с учетом опыта СССР, прежде всего преподавания в Мир-Араб (Бухара, Узбекская ССР).

Медресе Мир-Араб было возрождено в 1946 году. В программе значилось 11 предметов, которые можно разделить на три категории: религиозные («Таджвид», «Тафсир», «Хадисы», «Правила изучения хадисов», «Вопросы религии», «История ислама»), светские («История народов СССР», «Конституция СССР»), комплексного характера (фонетика, морфология, синтаксис арабского языка и грамматика персидского). За первые 20 лет работы Мир-Араб менял программу несколько раз, в 60-е годы эта тенденция только усилилась. Но основу обучения всегда составляли «Тафсир», «Таджвид», «Хадисоведение», «Шариат», «Заучивание Корана», а также арабский, персидский и русский языки, арабская и узбекская литература, история и география.

1961–1962 учебный год в Мир-Араб начался 2 октября, программа составлена на шесть месяцев, обучение шло в 3, 5 и 7-м классах (в каждом студенты изучали 11 учебных дисциплин, которые отличались темами в разных классах).

В 1962–1963 учебном году в Мир-Араб занятия начались 1 сентября по новой программе, рассчитанной на восемь месяцев. Особое внимание уделили арабскому и русскому языкам, увеличили часы на арабскую литературу и современную разговорную речь. Повысился объем политэкономии, истории СССР и народов Востока, политической и экономической географии стран Азии и Африки. Программу обучения согласовали с Советом по делам религиозных культов при Совмине СССР. Тем не менее шакирды (студенты) написали коллективное письмо муфтию Зияутдину Бабаханову с просьбой увеличить количество часов религиозных предметов.

Особый интерес вызывает жизнь студентов во внеучебное время. За счет медресе они один раз в неделю посещали кинотеатр, для них была организована подписка на журналы и газеты. Жили студенты в общежитии медресе, получали стипендию 35 рублей в месяц (средняя зарплата в СССР составляла 85 рублей). В 1963 году стоимость обучения одного студента составляла 500–600 рублей, кроме того, им выдавали и одежду. Программа обеспечивала получение начального исламского образования за первые четыре года обучения, затем они переходили на вторую ступень. Таким образом, после девяти лет студент получал среднее исламское образование.

В 1964–1965 учебном году программа Мир-Араб предусматривала 41 час в неделю, обучение проходили всего 40 человек в 5–8 классах.

В 60-е выпуск Мир-Араб состоял из 10–20 учащихся, причем он проходил далеко не каждый год. Такая ситуация для многомиллионного мусульманского населения СССР неминуемо вела к острому дефициту высокообразованных имамов и загоняла исламское образование в рамки домашнего обучения с последующей атомизацией и деградацией. Программа 1966–1967 годов сокращена с 41 до 36 часов за счет узбекского языка и религиозных дисциплин. В нее входило 14 предметов, из них религиозные занимали лишь около 30 процентов.

Доктор исторических наук Mихаил Шкаровский, специалист по истории РПЦ, считает, что партийно-государственный аппарат, не сумев уничтожить религиозное образование, пошел по пути жесточайшего контроля над ним: запрещалось издавать учебные пособия, преподавать общеобразовательные дисциплины, необходимые для усвоения богословия, так как власти опасались всесторонне подготовленных священнослужителей. Этот вывод целиком отражает и ситуацию с исламским образованием в СССР в 40–80-е годы.

Престиж теологии

Состояние российского исламского образования кардинально отличается от советского периода. В первую очередь это вызвано отсутствием властного диктата, с одной стороны, и сотрудничеством государства и духовных управлений мусульман – с другой. Но несмотря на проделанную большую работу, исламское образование еще не стало престижным, мусульманские учебные заведения не имеют большого конкурса абитуриентов. Одна из причин – отсутствие серьезных перспектив дальнейшего обучения и карьерного роста, что для молодежи важный аргумент.

Объясняется это и слабой насыщенностью учебных заведений педагогами со степенями и званиями. Единицы из таких заведений имеют в своем составе ученых, известных стране и за ее пределами. Например, ректором Российского исламского института (Казань) является член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан, доктор политических наук, профессор Рафик Мухаметшин. Решение проблемы наполнения исламских вузов учеными возможно через установление требования, что должности ректоров смогут занимать только доктора наук и профессора. Ограничения должны затронуть и преподавателей. Кроме наличия как минимум ученой степени, они обязаны иметь определенный объем ежегодных публикаций, в том числе в журналах, входящих в перечень рецензируемых российских изданий. Единственное исключение возможно для лиц, отвечающих за безопасность и административно-хозяйственную деятельность. Между исламскими вузами следует проводить конкурсы педагогов на лучших по профессии. Таким образом, профессорско-преподавательский состав начнет реальными делами повышать свой уровень и престиж.

Целесообразно привлечение к проведению занятий (чтению лекций) светских специалистов, имеющих большой авторитет в научной среде, но до сих пор не задействованных в исламских вузах, а также мусульман, сделавших блестящую карьеру в государственной власти или в бизнесе. Такие занятия целесообразно записать на видео и использовать в том числе для дистанционного обучения. При склонности молодежи к спорту участие знаменитых российских атлетов, особенно исповедующих ислам, могло бы также дать значительные результаты.

Для повышения привлекательности и качества исламского образования полезно организовать научные конкурсы и спортивные соревнования среди шакирдов. Каждую весну в Военном университете Министерства обороны РФ проводится конкурс студентов, изучающих арабский язык в вузах Москвы и области. К сожалению, МИИ за все годы своего существования ни разу не принимал в нем участия, а ведь победа в таком конкурсе работала бы на престиж столичного исламского образования. В этом плане положительную роль могут сыграть языковые стажировки шакирдов в светских вузах дружественных арабских стран. При этом надо учитывать, что религиозный компонент образования должен быть только российским, по крайней мере на уровне бакалавра.

Целесообразно вести на одном из телеканалов, например на «Культуре», игру для студентов исламских вузов наподобие «Умники и умницы». В качестве приза можно предложить обучение в магистратуре и аспирантуре ведущих светских вузов России (до тех пор, пока такие уровни образования не появятся в наших исламских учебных заведениях).

Для создания отечественной системы исламского образования, адекватно отвечающей вызовам времени, необходимо использовать советский опыт материального обеспечения студентов и культурно-досуговой составляющей. К сожалению, в том же МИИ за многие годы не были налажены коллективные посещения музеев, театров, выставок, других мероприятий, способствующих расширению кругозора молодых людей. А ведь многие студенты МИИ приехали в Москву из деревень, поселков и малых городов не только России, но и других стран СНГ.

При проведении таких мероприятий на высоком уровне выиграют все: студенты (будущие имамы), мусульманские общины, которые возглавят выпускники, имеющие глубокие знания и высокий культурный уровень, и в целом наше государство. Беседы с представителями других исламских вузов России также показали наличие проблемы приобщения студентов к просветительским и досуговым мероприятиям.

Особая роль всех религий

Один из инструментов повышения престижа исламских вузов РФ – конструктивный диалог духовных управлений мусульман и государства. Предоставление различных льгот по коммунальному обслуживанию исламских вузов и помощь в строительстве общежитий поспособствуют притоку не только россиян, но и граждан СНГ. Обучение шакирдов из ближнего зарубежья поднимет престиж страны. В перспективе, когда эти выпускники, сохранив уважение к РФ, займут на своей родине высокие государственные или религиозные посты, с ними будет легко договариваться.

Для патриотического воспитания граждан России целесообразно освещение государственно-конфессиональных отношений при изучении курса отечественной истории в светских и религиозных учебных заведениях всех уровней. Но очень важно избежать методологического заблуждения, которое лежит в основе многих учебников, показывающих величие нашей страны только через православие, Киевскую Русь и Московское государство. Целесообразно подготовить и издать учебное пособие «Патриотический вклад конфессий в Победу над гитлеровской Германией и ее союзниками в Великой Отечественной войне». В качестве одной из частей этого труда возможно использовать монографию, выпущенную при активной поддержке Совета муфтиев России «Патриотическая деятельность духовных управлений мусульман в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)».

При непрекращающемся давлении со стороны Запада, росте терроризма, прикрывающегося религиозными лозунгами, важно выбить у противников российской государственности аргументы о дискриминации ислама, его второсортности и закрепленном в законах доминировании православия. Представляется необходимым внести изменения в преамбулу ФЗ № 125 от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях», в которой указано: «…признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России». С точки зрения семантики «особый» – непохожий на других. Но у каждой из этих религий сложился свой оригинальный путь воздействия на те или иные народы России. Более того, выделяя одну из конфессий, государство принижает другие. В истории Российской империи такое разделение было, и оно в числе других факторов привело к краху 1917 года. Поэтому говорить, что у всех этих религий своя особая роль в истории России, необходимо на занятиях по истории страны или в курсе религиоведения. В преамбуле упомянутого федерального закона мы предлагаем процитированный фрагмент заменить следующим: «Государство признает особую роль буддизма, ислама, иудаизма, христианства и других религий в становлении и развитии духовности и культуры России, считая их неотъемлемой частью исторического наследия наших народов».

В многонациональной и поликонфессиональной стране ее Конституция запрещает государственную идеологию, и это порождает большие проблемы. Необходимо изменить пункт 2 статьи 13 Конституции: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» на следующую формулировку: «Государственной идеологией России является теория и практическая деятельность по бережному сохранению и приумножению культурно-исторического наследия ее народов, а также по внедрению лучших достижений культуры народов мира».

Такая формулировка не только позволит государству помочь традиционным конфессиям готовить образованные кадры религиозных лидеров, но и даст возможность поставить прочный барьер на пути чуждых явлений, которые так упорно пытаются внедрить некоторые страны в нашу культуру.
 В многоконфессиональной стране ее Конституция запрещает государственную идеологию, и это порождает большие проблемы. Необходимо изменить пункт 2 статьи 13 Конституции: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» на следующую формулировку: «Государственной идеологией России является теория и практическая деятельность по бережному сохранению и приумножению культурно-исторического наследия ее народов, а также по внедрению лучших достижений культуры народов мира».

 Такая формулировка не только позволит государству помочь традиционным конфессиям готовить образованные кадры религиозных лидеров, но и даст возможность поставить прочный барьер на пути чуждых явлений, которые так упорно пытаются внедрить некоторые страны в нашу культуру.

Вячеслав Ахмадуллин

Источник: vpk-news.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий