Как на Ямале рождаются джихадисты

Как на Ямале рождаются джихадисты

Русских (как и украинцев и белорусов) проповедники джихадизма рассматривают как пустые сосуды

Объявленный Интерполом в международный розыск палач из террористической организации «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, запрещена в России — прим. KM.RU) Анатолий Землянка (исламские имена «Таймулла» и «Асадулла») проникся идеями джихадизма не где-то в Саудовской Аравии или Пакистане, а у себя на Ямале.

Что, впрочем, мало удивляет: Нефтегазовый север России с начала нулевых годов фигурирует в аналитичках ФСБ как зона экспансии ваххабитских идей, под воздействие которых попадает, в основном, славянское население региона.

Начало: «Паренек, который смешит»

Путь превращения Анатолия Землянки в джихадиста пресса восстанавливала по социальным сетям (в том числе, по его личной страничке «ВКонтакте»).

Родился Землянка в 1987 году. До 15-летнего возраста жил в Белгороде. В начале нулевых годов родители Анатолия переехали на Ямал, в Ноябрьск. Здесь Анатолий пошел в десятый класс. Бывшие однокашники вспоминают о нем как об обычном парне его лет, с более чем средними успехами в учебе, но добром и веселом. «Бывают люди, которые всех смешат, вот таким он и был, — вспоминает школьные годы Анатолия его бывшая одноклассница. — Вообще хороший, добрый, занимался спортом — обыкновенный парень».

По признаниям бывшей однокашницы, Толя любил дразнить учителей, хихикая во время уроков на задней парте. Также товарищи тогда еще Толика Землянки по школе вспоминают, что Толя был фанатом группы «Rammstein».

Основным увлечением Толика был все-таки спорт. В выпускных классах Толик ходил в «качалку» и начал посещать секцию тайского бокса в городском клубе «Байлун». В плане спорта паренек оказался таким же, как и в школе: добродушным, смешливым, но со средними задатками, не позволяющими даже надеяться на то, что из него выйдет перспективный спортсмен.

Бывший тренер Землянки Олег Зиннер спустя годы признался журналистам: несмотря на то, что Анатолий был накачанным, он использовал его в качестве спаринг-партнера для «бойцов покрепче». «Он высокий красивый парень, очень накачанный, но как спортсмен он оказался слабоват, с гнильцой. Другой после поражения, наоборот, соберётся, рвётся в бой для реванша, а он сразу давал заднюю. Не бойцовский характер», — говорит спортивный наставник. Также Зиннер сказал, что в плане тренировок Толя был непостоянным, «приходил время от времени на протяжении полутора — двух лет».

Одолев с тройками школу, в 2004 году Анатолий Землянка поступил в Финансово-экономический институт (ФЭИ) Тюменского госуниверситета, на кафедру таможенного дела. Вместе с ним поступила «на таможенника» его бывшая одноклассница: та, что поведала о пристрастии Толика хихикать во время уроков.

По ее признаниям, поведение Толи «в универе» мало изменилось после школы. На парах он любил забраться в самый конец аудитории и дразнить лекторов смешными репликами, чем изрядно забавлял товарищей по учебе и выводил преподавателей из себя. В плане учебы — типичный середняк, с сильной зависимостью от настроения. Мог учиться хорошо, мог плохо. Первые два курса Анатолий отучился в Ноябрьске, где располагался филиал.

На младших курсах, как вспоминают знавшие его люди, парень впервые стал заглядывать в городскую мечеть.

«Таймулла»

По словам тех, кто его знал по школе, это ему было несвойственно. Подростковое увлечение Толика музыкой «Rammstein» было вызвано внешним стилем немецкой группы, напоминающем о черных мундирах SS и идеях «крови и почвы».

Добряку Толе нравилось приветствие «Heil Hitler», импонировали идеи скинхедов и очень не нравилось то, что на Ямале живет много выходцев с Кавказа и из Средней Азии. Но законченным скинхедом он все же не стал. Осенью 2006 года Толя перевелся из ноябрьского филиала ФЭИ в Тюмень. Там поселился на квартире, которую снимал вместе с двумя сокурсниками.

В Тюмени Землянка продолжил занятия тайским боксом, а параллельно стал осваивать каратэ кекусинкай. Бывший наставник Толи по каратэ Артем Силин признался: приглядевшись к высокому приезжему студенту, он сразу поставил на нем крест по причине полного отсутствия боевой агрессии, необходимой каждому серьезному каратисту. А в целом, говорит Силин, Землянка был крепким, и при этом добрым и улыбчивым парнем, типичным «здоровячком-добрячком».

До пятого, выпускного курса, жизнь Анатолия Землянки в Тюмени умещалась в один цикл. Утром он приезжал со своей окраины Тюмени в центр на занятия в «универ», вечером уезжал на тренировки, а потом — домой, в квартиру в районе, называемом в городе «Обороной». На каникулах молодой человек покидал Тюмень, после каникул приезжал назад.

После окончания четвертого курса в Анатолии много что изменилось. В октябре- ноябре 2008 года он заявил своим знакомым, что стал мусульманином, и теперь носит имя Таймулла. У Толика-Таймуллы появились новые друзья — этнические мусульмане из его района «Оборона», которые не были студентами университета, а приехали в Тюмень на заработки. Вместе с новыми друзьями Таймулла посещал по пятницам джума-намазы и другие молитвенные собрания.

Впрочем, с приятелями по учебу мусульманин Толик отношений не порвал, разве что просил называть его мусульманским именем. О том же он попросил и своего тренера по кекусинкай Артема Силина.

Где именно и почему студент Толик Землянка стал мусульманином, никто из его знакомых точно сказать не может. Бывший его тренер по тайскому боксу Олег Зиннер, предполагает, что превращение Анатолия в Таймуллу произошло, скорее всего, во время его летнего отдыха в Ноябрьске. Конкретно, в мечети, куда, как вспоминают его знакомые, Толик впервые стал заглядывать еще в школе.

Как предполагает тренер, те, кто обратил Анатолия в ислам, скорее всего, и стали обрабатывать его в радикал-исламистском ключе. «Анатолий всегда был слабым психологически. Вот и Анатолия обработали психологически, учли все его комплексы, и он почувствовал себя героем, — говорит Олег Зиннер — Террористы вербуют молодых и красивых, чтобы сделать их лидерами, картинкой движения». Из поля зрения товарищей по вузу Анатолий Землянка пропал сразу же после выпуска из родных пенат, в 2009 году. Никто не знал, что с ним, да и мало кто следил. У вчерашних студентов началась самостоятельная жизнь, полная куда более важных забот.

Известно, что после получения диплома Землянка обосновался в родном Ноябрьске, при мусульманской организации «Ямало-Ненецкий казыят», расположенной на улице Хвойная, дом 13. В конце 2012 года Анатолий- Таймулла Землянка стал одним из руководителей «Ихсана» — городской мусульманской организации, зарегистрированной под эгидой Ямало-Ненецкого казыята.

Одним из фактических владельцев «Ихсана» был глава казыята Мирсанг Давлавтов — выходец из Таджикистана, обосновавшийся в Ноябрьске в 1999 году. Офис «Ихсана» располагался на частной квартире. Давлатов также ввел Землянку в руководство организации «Иман» — представительства казыята в Вынгапуровском микрорайоне Ноябрьска.

На «истинном пути»

Новоиспеченный мусульманский деятель Анатолий Землянка зарегистрировался в сети «ВКонтакте» под ником «Толик Асадулла** Таймулла».

Характерна запись на стене аккаунта датированная 8 декабря 2010 года: «И пусть не кажутся для вас армии неверных великими. Поистине, сколько раз мы уже наносили им поражение, и сколько раз они отступали!». Текстологический анализ показал, из какого источника молодой мусульманин взял эти слова — из брошюры «Джихад — истинный путь установления власти Аллаха».

Эта книга, где обильно цитируются идеологи ваххабизма и «Братьев-мусульман» распространяется во всех ваххабитских общинах России. Краткое содержание книги можно свести к следующему: поскольку настоящие мусульмане ведут джихад в Ираке, мусульмане России обязаны вести джихад в Чечне, Дагестане и других регионах России, а те, кто уклоняются от джихада — немусульмане.

Цель ислама, как говорится в брошюре — построение в мире единого «Исламского государства» (!), где будут только две нации — мусульмане и немусульмане.

Вопрос, как в руки молодого неофита попал этот образчик террористической литературы, более уместно адресовать его учителям и наставникам — руководителям Ямало-Ненецкого казыята Мирсангу Давлатову и Вилдану Ахматшину. Похожий вопрос задавала казыяту и прокуратура Ноябрьска.

29 мая 2013 года прокуратура внесла в адрес председателя Ямало-Ненецкого казыята Мирсанга Давлатова предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. Тот в свою очередь обратился в суд с заявлением о незаконности предупреждения. Однако Ноябрьский городской суд руководителю организации отказал.

В августе того же года в суд снова подали апелляцию, на этот раз от имени исполняющего обязанности председателя казыята Рафиса Кормурзина. При этом в подтверждение его полномочий суду был предъявлен протокол собрания местной организации «Ихсан» — той самой, в числе руководителей которой состоял Анатолий — Таймулла — Асадулла Землянка.

Суд в апелляции отказал. 16 октября 2014 года организация «Ихсан» была ликвидирована решением суда за неоднократные грубые нарушения законов о деятельности религиозных и некоммерческих организаций.

В переводе на обычный русский язык, «Ихсан» не могла объяснить суду, почему не привела свою уставную документацию в соответствии с законом, не декларировала, как полагается, свою финансовую отчетность и при этом игнорировала решения властей.

Ответчиком по ликвидации «Ихсана» выступил Ямало-Ненецкий казыят, сам находившийся к тому времени в подвешенном состоянии. С 2011 по 2014 годы руководители организации практически не вылезли из судов, где выступали главным образом как ответчики по чужим искам. Казыяту инкриминировали и распространение экстремистских материалов, и нарушения законов о деятельности некоммерческих организаций.

Таймулла Землянка, бывший Анатолий, судебной волокиты избежал. В 2014 году он уже был в Сирии, куда еще в 2013 отправился «на джихад». В Сирии бывший добряк-здоровяк Толик превратился в джихадиста.

В начале декабря Анатолий Землянка — вечный середняк по жизни — наконец-то стал знаменит. Все мировые СМИ облетело видео, где 28-летний выходец из Ямала обезглавливает на камеру другого русского мусульманина — Евгения Юдина, принявшего ислам под влиянием своей приемной матери-чеченки, а потом, как и Землянка, отправившегося искать счастья в ИГИЛ.

Люди, которые знали Землянку в школе и университете, до сих пор пребывают в шоковом состоянии. Да, они догадывались, что у их бывшего товарища по учебе на исламской теме могла «крыша поехать», об этом свидетельствовал «контакт» Землянки, битком набитый нашидами, постерами и видео с призывами к джихаду и халифату. «Свои» даже дали Землянке прозвище «Толя Джихадист». Но в то, что этот вчерашний добряк сможет резать головы, никто не верил. Ведь на контактовской стене у «Джихадиста» появлялись и вполне безобидные картинки, вроде фото целующихся девушек с надписью «Я нормальный человек: вижу лесбиянок, ставлю „лайк“».

Qui prodest

В превращении вчерашнего студента Толика, который любил смешить всех знакомых, в палача ИГИЛ, виноваты многие. Прежде всего, сам Землянка. Но никто не становится джихадистом просто так.

Ведущие эксперты- исламоведы давно выявили, что Тюменская область, ЯНАО и ХМАО давно превратились в скрытый инкубатор для выращивания джихадистов.

Крупнейшая мусульманская организация этого огромного региона, Духовное управление мусульман Тюменской области (ДУМТО), занимает открытую проваххабитскую позицию, ориентируясь на проповедников из Саудовской Аравии и Катара.

Ямало-Ненецкий казыят, где произошло мусульманское становление Землянки, относится к «епархии» Духовного управления мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР). Личность главы ДУМАЧР Нафигуллы Аширова в дополнительных комментариях не нуждается: достаточно почитать выпускаемый Ашировым сайт «Голос Ислама». К слову, и Аширов, и глава ДУМТО Галимзян Бикмуллин входят в руководство Совета муфтиев России. Такая диспозиция привела, в частности, к тому, что в годы чеченских войн на Ямале действовали практически легальные госпитали и реабилитационные базы для боевиков «Ичкерии».

В августе 2003 года еженедельник «АиФ-Сибирь» опубликовал интервью Ильдара Зиганшина, полномочного представителя в Тюменской области муфтия Талгата Таджутдина. Зиганшин заявил о том что в Тюменской области существуют более 80 мусульманских общин, и все они находятся под влиянием ваххабитов, распространивших свое влияние с Северного Кавказа. С тех пор численность приверженцев радикальных форм ислама в области только увеличилось, и их влияние на настроения мусульманской уммы только усилилось.

Большая часть имамов, которых Бикмуллин и Аширов ставили на свои мечети в Тюменско-Ямальском регионе — выходцы из Средней Азии, главным образом, из Узбекистана и Таджикистана. В сводках ФСБ они проходят как активисты «Хизб-ут-Тахрир», «Исламского движения Узбекистана» и других террористических организаций, действующих в Средней Азии.

Дата приезда этих людей в Россию в каждом случае одна и та же — 1990-е годы, период, когда среднеазиатские режимы активизировали курс на ликвидацию исламистских формирований в своих республиках. Но даже в тех приходах, где имам мечети — не ваххабит, ваххабитское влияние существует и даже крепнет.

Нефтегазовые промыслы Севера постоянно нуждаются в дешевой рабочей силе, а в потоке рабочих, которые едут на «севера», обязательно находятся адепты или проповедники джихадистских идеологий. Крайний Север России — место, где удобнее всего затеряться. К числу уже имеющихся адептов прибавляются те, которые приобщились к идеям джихада и халифата, отбывая наказания в тюрьмах Тюменской области, ХМАО и ЯНАО.

Анатолий Землянка, ставший мусульманином «из рук» проваххабитски настроенных лидеров, не мог не избежать соответствующей идеологической индоктринации. Как итог, новоиспеченный русский ваххабит оказался в рядах ИГИЛ. Если бы даже не было Землянки, на его месте мог оказаться другой такой же русский парень из этого нефтегазового края.

Русских (как и украинцев и белорусов) проповедники джихадизма рассматривают как пустые сосуды, которые можно наполнить чем угодно. Или как тесто, из которого можно лепить, что угодно. К примеру, террориста — смертника или палача.

Источник: https

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий