Германия готова применить силу в борьбе за полезные ископаемые
Поддерживаемое партнерами по НАТО участие германских войск в урегулировании международных конфликтов на Балканах соответствовало устремлениям немецких политиков в этом стратегическом регионе, открывавшем дорогу в вожделенную Африку. Черный континент с его огромной территорией и более чем миллиардным населением, природными богатствами, достигающими 30–40 процентов всех минеральных запасов планеты, всегда интересовал военно-промышленные круги Германии.
Еще в 1872 году немецкий путешественник Эрнст фон Вебер советовал захватывать колонии в Африке. Первую факторию на юго-западе континента основал Адольф Людериц. Это историческое событие ознаменовалось 1 мая 1883 года покупкой у африканского вождя за 80 фунтов стерлингов и 200 старых ружей нескольких десятков квадратных миль земли. Вскоре Людериц увеличил свои владения до 900 квадратных миль. Через год у его берегов бросил якорь немецкий военный корабль «Наутилус». А несколько месяцев спустя германский консул в Кейптауне, выполняя поручение Бисмарка, официально объявил о взятии под защиту владений Людерица. Так Германия приобрела свою первую африканскую колонию. В конце XIX века Кения, Танзания, Руанда и Бурунди вошли в так называемую Германскую Восточную Африку. Сегодня эти страны – полноправные члены прозападного Восточноафриканского сообщества, зону влияния которого предполагается распространить на Южный Судан.
Рынок удаленного доступа
Внимание Германии к африканским странам, выражающееся в установлении контактов и расширении связей с национальными правительствами, включая оказание финансовой, культурной и военной поддержки, объясняется весьма прозаично – стремлением обеспечить надежный доступ к минеральным ресурсам континента. От стабильности поставок зависят и экономика, и национальная безопасность. Страна давно стала крупнейшим в Европе импортером африканской продукции. Углеводороды поступают из Ливии, Алжира, Нигерии, Анголы, Габона, Республики Конго, Туниса и Египта. Германия остро нуждается в кобальте из Замбии и Демократической Республики Конго (бывший Заир), бокситов из Гвинеи, меди из Замбии и ДРК, фосфатов из Марокко, Сенегала и Того, железной руды из Либерии и Мавритании, какао-бобов из Кот-д’Ивуара, Камеруна, Нигерии и Ганы. Постоянными поставщиками сизаля являются Мадагаскар, Танзания, Кения. Германия ввозит кофе из Кении, Танзании, Камеруна, Кот-д’Ивуара, хлопок – из Египта, Судана, Мали, Чада и Уганды, оловянную руду – из Руанды. Тропическая древесина заготавливается в Кот-д’Ивуаре, Гане, Либерии, Камеруне, Габоне. А ценное стратегическое сырье – уран, ванадий, марганцевая руда, необработанные алмазы, хром, платина, никель импортируются в Германию из Южной Африки.
В свою очередь немецкие деловые круги рассматривают континент как перспективный рынок сбыта продукции ведущих отраслей промышленности. Видное место в товарной структуре германского экспорта в африканские страны традиционно занимают машины и транспортные средства, оборудование для пищевой, целлюлозно-бумажной, горнодобывающей промышленности и сельского хозяйства, а также морские и речные плавсредства, самолеты, железнодорожная техника.
Германия всячески демонстрирует дружественный характер торгово-экономических и культурных отношений со странами континента. Она с энтузиазмом участвует в многочисленных социально-экономических программах помощи африканскому населению, суммарный объем которой около миллиарда долларов в год.
Многочисленные немецкие советники, эксперты и консультанты развивают формальные и неформальные контакты с чиновниками гражданских ведомств и властных структур африканских стран, заинтересовывают их перспективами выгодного сотрудничества, подготавливая и укрепляя тем самым основу для расширения своего дальнейшего присутствия. «Лояльные» местные чиновники со временем становятся активными проводниками интересов германских военно-промышленных кругов.
Чисто немецкий продукт
Характерный и весьма колоритный пример сотрудничества с африканской элитой приводит ежемесячный журнал МО Германии Y – Das Magazin der Bundeswehr в материале о полковнике армии Мали Нухуме Мамаду Траоре, приезжающем к месту службы в казармы Куликоро на правом берегу Нигера на сверкающем BMW с номерами города Гамбурга. В интервью изданию командир образовательного центра полковник Траоре на прекрасном немецком языке назвал Германию своей второй родиной, где он провел более десяти лет, обучаясь сначала в университете бундесвера в Гамбурге, а потом в Академии управления бундесвера. Корреспондентам Die Welt Траоре признался, что считает себя чисто немецким продуктом, офицером с эмблемой made in Germany.
Правительство Мали, следуя примеру других африканских стран, охотно направляет своих военнослужащих для прохождения обучения в развитые государства. В ВС страны немало офицеров, получивших бесплатное военное образование в престижных учебных заведениях западных государств по программам помощи. Собственное правительство, пишет Die Welt, практически «не инвестирует средства в вооруженные силы. Зарплата солдат крайне низкая, вооружение плохое. Перечисляемые международным сообществом средства на приобретение современной техники попадают в руки коррупционеров». Поэтому получение образования на Западе считается среди военнослужащих африканских армий удачным продолжением карьеры.
В высказываниях видных немецких политиков сквозит вполне понятное стремление к расширению отношений со странами Африки. Бывший министр обороны Германии Петер Штрук указал на особую ответственность Германии по отношению к этому континенту. Эти слова созвучны требованию не оставлять континент без присмотра американского генерала Дэвида М. Родригеса, главы Африканского объединенного командования вооруженных сил (AFRICOM), созданного США специально для присмотра за разработкой и транспортировкой извлекаемых здесь природных ресурсов, а также организации противодействия конкурентам из Европы и Азии. Об огромном экономическом потенциале африканских стран упоминал и государственный секретарь Министерства экономики ФРГ Йохен Хоманн.
Под благовидным предлогом защиты европейских интересов не исключил возможности военных операций бундесвера в Африке и глава МИДа ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. В интервью газете Frankfurter allgemeine Zeitung он всерьез рассуждает о целесообразности именно военных действий, которые помогут преодолеть нестабильность в кризисных регионах и предотвратят распространение новых волн иммигрантов в Европе. Седьмой саммит ЕС – Африка, провозгласивший открытие новой главы в отношениях, подтолкнул Германию к использованию всех возможностей для укрепления позиций на континенте. Этого от нее требует и забота о поддержании имиджа европейского лидера на международной арене. После седьмого саммита ЕС – Африка Евросоюз объявил о начале вооруженной миссии в ЦАР. До сих пор бундесвер ограничивался косвенным участием в военной операции. Самолеты люфтваффе осуществляли перевозку людей и грузов в соседние страны. Теперь транспортная авиация германских ВС направляется непосредственно в столицу ЦАР – Банги. Об участии бундесвера в наземных операциях пока не сообщается.
Военно-полевой роман
Продвижение бундесвера в Африку в составе натовского военного контингента встречает поддержку со стороны лояльных Евросоюзу местных правительств. Президент Кот-д’Ивуара Алассан Уаттара, исполнявший обязанности президента Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС), объявил север Мали убежищем для террористических группировок и выделил для наземной операции против исламистов 3300 солдат из находящихся в распоряжении ЭКОВАС межафриканских сил. А президент Бенина Бони Яйи призвал НАТО направить воинский контингент для участия в санкционированной ООН военной операции против террористов.
«Африка многому хотела бы научиться у НАТО», – заявил комиссар Африканского союза по вопросам мира и безопасности Рамтане Ламамра. Ангела Меркель назвала эту организацию определяющей силой для политического решения проблем на континенте и важным фактором для создания архитектуры мира и безопасности.
Пресса бундесвера более конкретно и менее дипломатично информирует личный состав ВС Германии о намерениях правительства в отношении Африки. Еженедельник Минобороны Aktuell в августе открыто заявил, что континент становится все более привлекательным. Конкретным подтверждением сообщения об интенсификации отношений бундесвера с южноафриканской армией стало подписание в Претории генеральным инспектором бундесвера Бруно Касдорфом и Верховным главнокомандующим ВС Южной Африки Вузумуци Рамакало Масондо соглашения о стратегическом партнерстве. Основная цель – развитие практического сотрудничества армий, включая обмен экспертами, информацией, направление наблюдателей на военные учения и др. «Это первые конкретные наши шаги на пути к долгосрочному интенсивному партнерству», – резюмировал генерал-лейтенант Бруно Касдорф.
Бурный роман бундесвера с армией Южной Африки быстро набирает силу и приобретает конкретные очертания. Возможные перспективы сотрудничества впечатляют даже высших германских офицеров. Во время посещения немецкой делегацией тренировочного центра в пустыне Калахари командир учебного центра в Лейпциге генерал-майор Вальтер Шпиндлер не скрывал восторга от увиденного: «Учебный плац с огромными возможностями представляет несомненный интерес для армии». Ведь только площадь здешнего тренировочного центра, оборудованная различными помещениями для специальных упражнений и стрелковыми трассами для всех типов оружия, составляет 158 000 гектаров. Это в два раза превышает площадь Берлина. Несколько ранее еженедельник Aktuell поместил материал о работе немецких инструкторов в Сомали, передислоцированных сюда из Уганды и преисполненных желания «повторить успехи прошлого года».
Объяснение воинственных заявлений высших лиц государства лежит на поверхности. Политики вынуждены реагировать на требования представителей деловых кругов Германии, откровенно сформулированных главой Федерального объединения торгово-промышленных палат ФРГ Мартином Ванслебеном, который прямо заявил, что задачей правительства Меркель является обеспечение доступа немецкого бизнеса к ресурсам и полезным ископаемым Африки. Ванслебен высказал перед представителями прессы беспокойство, вызванное передачей тамошними правительствами эксклюзивных прав на добычу редкоземельных металлов исключительно китайским компаниям. Более 10 лет проработавший советником по социально-экономическим вопросам в правительствах Буркина Фасо, Руанды и Кении профессор Хельмут Аше в интервью Deutsche Welle разъяснил содержание германской концепции продвижения на Африканском континенте. «Мы не будем в первую очередь иметь в виду оказание помощи и искоренение бедности. Надежной основой для нашей собственной экономики является более прочное партнерство со странами, обладающими природными ресурсами».
Коммивояжеры с винтовками
Определенное давление германское правительство испытывает и со стороны производителей оружия, давно воспринимающих Африку в качестве прибыльного рынка, а не кризисной и взрывоопасной зоны. Слова исполнительного директора Федерального союза оборонной промышленности Георга Вильгельма Адамовича о том, что «индустрия оружия ожидает помощи от правительства» в экспорте оружия, берлинская газета Berliner Morgenpost вынесла в заголовок. При этом перечень поставляемых в Африку немецких ВВТ весьма широк – от ракет до стрелкового оружия и слезоточивого газа. В странах континента хорошо знакомы с продукцией таких производителей, как Rheinmetall (противовоздушные и артиллерийские системы, бронированные транспортные средства, танковые пушки, стрелковое оружие), Krauss-Maffei Wegmann GmbH & Co KG (гусеничная и колесная бронетехника), Kieler Howaldtswerke-Deutsche Werft GmbH, входящей в ThyssenKrupp Marine Systems (военно-морские суда и неядерные подводные лодки).
Робкая критика парламентской оппозиции поставок патрульных кораблей в Анголу натолкнулась на жесткую рекомендацию МО Германии не драматизировать ситуацию, так как речь идет всего лишь о помощи в укреплении ВМС для охраны морских границ. И все же Ангела Меркель получила от лидера левой партии Гезине Летч едкое прозвище «путешествующего по миру коммивояжера оружия». До сих пор не затихает скандал, вызванный обвинениями Германии в незаконных поставках оружия в Африку. Факт обнаружения при штурме резиденции Каддафи в Триполи штурмовых винтовок G36 производства немецкой фирмы Heckler & Koch в Оберндорфе до сих пор не нашел вразумительного официального объяснения.
Бундесвер уже принимает участие в четырех африканских миссиях ООН и трех – Европейского союза. «Мы должны заниматься Африкой, – безапелляционно заявил газете Die Welt генерал-лейтенант Ганс-Вернер Фриц. – Развитие этих стран касается наших интересов». Именно Фриц посоветовал министру обороны ФРГ Урсуле фон дер Ляйен направить войска в Могадишо и продлить миссию в Мали.
В настоящее время 519 военнослужащих бундесвера в Африке дополнительно к операции Atalanta у мыса Горн участвуют в миссиях в Южном Судане (UNMISS), в Судане (UNAMID), в Сенегале и Мали (MINUSMA), в Западной Сахаре (MINURSO), в Сомали (EUTM SOM)…
Сторонние наблюдатели с тревогой отмечают постепенное превращение бундесвера в оккупационную армию.
Бундесвер уже принимает участие в четырех африканских миссиях ООН и трех – Европейского союза. «Мы должны заниматься Африкой, – безапелляционно заявил газете Die Welt генерал-лейтенант Ганс-Вернер Фриц. – Развитие этих стран касается наших интересов». Именно Фриц посоветовал министру обороны ФРГ Урсуле фон дер Ляйен направить войска в Могадишо и продлить миссию в Мали.
В настоящее время 519 военнослужащих бундесвера в Африке дополнительно к операции Atalanta у мыса Горн участвуют в миссиях в Южном Судане (UNMISS), в Судане (UNAMID), в Сенегале и Мали (MINUSMA), в Западной Сахаре (MINURSO), в Сомали (EUTM SOM)…
Сторонние наблюдатели с тревогой отмечают постепенное превращение бундесвера в оккупационную армию.
Владимир Газетов, Вадим Хоменко
Источник: vpk-news.ru