Введение системы “Платон” может быть оспорено, так как данный побор не предусмотрен налоговым кодексом, считает доцент кафедры теории и истории права Высшей школы экономики Анита Соболева. Об этом она сообщила в своем блоге на сайте Совета по правам человека, членом которого является.
“Вопрос введения системы “Платон” имеет отношение к правам человека, потому что это вопрос об изъятии собственности и о свободе предпринимательской деятельности — оба этих права являются конституционными, поэтому для их ограничения требуются очень веские и серьезные причины”, — пишет Соболева.
По ее словам, выбор оператора не на конкурсной основе нарушает право на равный доступ предпринимателей к занятию предпринимательской деятельностью. “А если бы какой-то другой оператор создал эту систему дешевле и брал бы за ее обслуживание не 10 млрд, а два?” — задается вопросом эксперт.
Кроме того, она отмечает, что данный побор не предусмотрен налоговым кодексом, хотя отвечает всем признакам налога и сбора, которые должны вводиться только через НК: он регулярный, установлен в фиксированном размере оплаты за единицу, распространяется на всех перевозчиков (неизбирательность налога). “Его не назвали налогом только для того, чтобы обойти нормы права и процедуру, которая предусмотрена для введения налога”, — считает экономист.
Она напоминает, что если эта плата не налог (как уверяет Минтранс и государство), то вопрос может быть вынесен на референдум, поскольку нельзя выносить только вопросы о налогах.
“Повышение социального бремени — безусловно вопрос прав человека. Потому что помимо повышения цен на товары для всех, вырастет еще и безработица, которая превратится в острую социальную проблему. В эпоху кризисной ситуации и тяжелого экономического состояния нельзя резать малый бизнес — надо, наоборот, дать людям возможность заработать, чтобы свести концы с концами”, — делает вывод Соболева.
Система “Платон”, обеспечивающая взимание платы с грузовиков с разрешенной максимальной массой более 12 т за проезд по федеральным трассам, действует с 15 ноября. До 1 марта 2016 года грузовики платят 1,53 рубля за каждый километр пути, потом тариф будет расти. Средства поступают в Федеральный дорожный фонд и в дальнейшем будут направлены в качестве трансфертов на федеральные и региональные дорожные проекты, в том числе реализуемые на принципах государственно-частного партнерства.
В конце прошлой неделеи Президентский совет по развитию гражданского общества и правам человека заочно принял рекомендации в отношении конфликта водителей-дальнобойщиков и властей из-за системы “Платон”, предусматривающие возможность полной отмены данной системы.
До этого СМИ сообщали, что крупнейшие ассоциации в сфере производителей продовольственных товаров и ритейла проинформировали премьер-министра Дмитрия Медведева о возможном существенном росте цен еще до Нового года из-за действия программы “Платон”. По данным предпринимателей, из-за продолжающихся сбоев в работе “Платона” начались массовые произвольные многократные списания средств с личных счетов, завышения реального пробега, сбои в работе интернет-портала.
Источник: rosbalt.ru