Продолжает разгораться крупнейший скандал, связанный с очередными разоблачениями Фонда борьбы с коррупцией (ФБК), созданного оппозиционным политиком А. Навальным. В своем недавнем расследовании ФБК продемонстрировал деловые связи членов семейства генерального прокурора РФ Ю. Чайки и его ближайшего окружения.
Согласно расследованию ФБК, сыновья генпрокурора имеют масштабный гостиничный бизнес и не менее масштабную собственность за рубежом (оцениваемую десятками миллионов долларов). Утверждается также, что среди деловых партнеров членов семейства Чайки и некоторых других высокопоставленных работников прокуратуры в некоторых совместных бизнес-проектах, например, в продовольственная компания “Сахар Кубани” наличествуют члены семейства Цапков, известных по делу «Кущевки» криминальных авторитетов, осужденных в связи с убийством 14 человек (это только доказанные эпизоды).
Само по себе и по отдельности все это пока не является составом преступления (по крайней мере, в отношении самого Ю. Чайки), но по совокупности производит весьма неприятное впечатление, и общество вправе требовать и высшего руководства страны разъяснений и комментариев по сути, а не по юридической форме.
В ответ пока мы слышим от генпрокурора только обещания разобраться и вывести на чистую воду «клеветников» и намеки на то, что ему «отлично известны заказчики» этого расследования. Возможно, Чайка намекает на СК и его главу А. Бастрыкина. Между Следственным Комитетом и Генпрокураторой давно полыхает ведомственная война, идущая с переменным успехом. Но разве что-то изменится от того, если мы узнаем, как и у кого ФБК получил часть информации? Важно прежде всего само содержание материалов. А их вот уже более 10 дней никто не опроверг.
Чайка – кадровый работник прокуратуры с огромным послужным списком и опытом работы. Например, в стародавнем уже, еще приельцинском конфликте 1998-1999 гг между ФСБ, которое тогда возглавлял Путин, и генеральной прокуратурой, которую в те поры возглавлял близкий к правительству Примакова-Маслюкова Ю Скуратов (известный сюжет о “голом прокуроре”) он, будучи замгенпрокурора проявил “политическое чутье” и постарался соблюсти “нейтралитет”, понятно, в чью сторону, за что впоследствии и был вознагражден вначале постом министра юстиции РФ (1999-2006 гг.), а затем – должностью генпрокурора (2006 г. – по настоящее время).
Так что пока Кремль хранит весьма загадочное молчание. Возможно, пытается сделать вид, что ничего особенного не происходит. Возможно – вырабатывает тактику повеления. Однако, когда обвинения, предъявляемые обществом властным структурам, касаются чиновников такого уровня, отмолчаться вряд ли удастся. В конце концов, если Кремлю безразлично мнение россйиского общества, то подобная ситуация очень сказывается на международном и инвестиционном престиже государства, которыми, если судить по недавнему Посланию, власти предержащие вновь не на шутку озаботились.
Впрочем, молчание и последующие попытки “спустить на тормозах” данную ситуацию вполне могут быть обусловлены и тем обстоятельством, что Генпрокуратура – весьма хорошо осведомленный орган, и может обладать такими запасами компромата на все уровни нынешней российской власти, что мало не покажется никому. В этом случае Россию, похоже, вполне может ожидать «чайкагейт», то есть серьезнейший политический кризис, вызванный разоблачением неблаговидной деятельности одного из высших чиновников государства.
Семен Яковлевич Ронский
Источник: eifgaz.ru