Столетие баронессы Ирины Владимировны фон Дрейер, в преддверии юбилея получившей гражданство России, отметили в воскресенье в городке Межев во французских Альпах.
Ирина фон Дрейер родилась 15 декабря 1915 года в Москве, в семье генерал-майора Владимира фон Дрейера. 11 ноября 1920 году она вместе с семьей покинула Россию и осталась без гражданства. Фон Дрейеры ездили по миру и обосновались во Франции: глава семейства открыл магазин, а Ирину определили на обучение к католическим монахиням. В 1936 году девушка заняла второе место в конкурсе “Мисс Россия”, проводимом в Париже русским журналом “Иллюстрированная Россия”.
В ноябре 2015 года стало известно, что Ирина фон Дрейер обратилась к президенту России Владимиру Путину с просьбой о принятии её в российское гражданство. В конце месяца глава государства подписал соответствующий указ.
“Ты только не плачь, maman, не плачь”, — уговаривает баронессу одна из её дочерей, выкатывая сидящую в кресле Ирину Владимировну к гостям. Несмотря на почтенный возраст, баронесса держится прекрасно: чёрное короткое, не закрывающее колени платье, несколько нитей жемчуга, массивные золотые серьги и золотые балетки, на руках свежий маникюр.
Говорили на разных языках — русский, которым большинство гостей все же не владели, легко сменялся английским и французским.
Главным подарком к торжеству стал новенький российский паспорт, вручать который обладательнице прибыл лично посол России во Франции Александр Орлов.
“Дорогая Ирина Владимировна, некоторое время назад вы поделились своей мечтой — получить российский паспорт. Ваша мечта исполнилась — вы сегодня гражданка России”, — сказал дипломат.
Баронесса сначала не поверила своим глазам. “Как, у меня — и российский паспорт? Это невероятно, я не верю, что это происходит со мной”, — сказала именинница, принимая документ из рук посла.
Потом она, даже не успев толком рассмотреть главный подарок, спрятала его в лежащую на коленях сумочку. Вновь достала паспорт уже по просьбе гостей — так растерялась от неожиданного подарка, что не стала сразу рассматривать ни фотографию, ни надписи внутри.
Однако обладать паспортом, чтобы хранить его в стопке документов, мало. Поставить в него первую печать о пересечении границы России — сделать то, чего пришлось ждать долгих 95 лет — Ирина Владимировна сможет уже во вторник, 15 декабря. Как грезилось в самых смелых мечтах, в день своего 100-го дня рождения баронесса окажется на родине.
Говоря о том, где хотела бы побывать в Москве, Ирина Владимировна теряется. “Я хотела бы хотя бы проехать по городу. Это для начала. Вообще, конечно, было бы здорово побывать там, где я родилась. Но я не знаю, где это”, — делится сокровенным баронесса.
Программа шестидневного визита Ирины Владимировны в Москву уже чрезвычайно насыщена событиями. Конечно, будет и обзорная экскурсия, и посещение Красной площади, будет поход в Большой театр на “Щелкунчика”, будет много-много встреч, в том числе с Валентиной Терешковой и Анатолием Карповым.
“Ещё запланирована панихида — по моему деду фон Дрейеру (он умер в 1967 году), по нашей семье, по эмигрантам. Мы пока не знаем, где она пройдёт”, — сказал сын Ирины фон Дрейер Фома.
Фома Викторович выступает негласным распорядителем праздника — именно благодаря его стараниям история с паспортом получила такую огласку. “Мы очень очень благодарны. Мы не можем быть более счастливы, чем сейчас. Россию мы всегда считали своей родиной, и теперь мама сможет туда вновь вернуться”, — добавляет он.
Уставшая, кажется, от внимания журналистов и от громких голосов, Ирина Владимировна берет за руку сына. “Фомка, это все ты, ты начал эту историю, и без тебя бы ничего не получилось,” — говорит она. Однако усталость быстро проходит — баронессе вручаю бокал шампанского, и она, немного путаясь в словах, произносит тост “За Россию!”.
“Я могу прекрасно, вы же слышите, прекрасно говорить на английском и французском. А на русском — уже стала забывать, как говорить. Была мама, был папа — с ними я могла практиковать язык, но когда их не стало, других собеседников мне не нашлось. Но сейчас я должна говорить только на русском, я ведь скоро поеду в Россию”, — сказала баронесса.
Праздник проходил в роскошном пятизвездочном отеле Le Fer a Cheval, которым владеет дочь Ирины фон Дрейер.
Гостей со стены встречала репродукция картины нидерландского художника Кееса ван Догена. В изображённой на холсте красавице угадываются черты именинницы, это на самом деле она, только много лет назад. Портрет был подарен молодой Ирине влюблённым в неё автором, но картину выбросила мать девушки. Сейчас оригинал находится в одной из галерей Нью-Йорка, его стоимость оценивается в миллионы долларов. А репродукцию Фома привёз из своего офиса в Андорре.
В нише на другой стене — фотографии самой Ирины и её отца Владимира. Перед ними на столике — 100 бутылочек шампанского, по числу прожитых баронессой лет.
На сервированных для торжественного ужина столах стоят маленькие шоколадные матрешки — по одной для каждого гостя. На каждой тарелке — меню ужина: фуагра соседствует с беф строганов, аккомпанирует французское вино.
Но русские традиции живы не только на бумаге и в тарелке — даже сопровождавшая вечер музыка напоминала о той родине, которой так давно не видела Ирина фон Дрейер. Трио музыкантов в русских народных костюмах весь вечер исполняли знакомые сердцу мотивы — “Коробейники”, “Ямщик, не гони лошадей”, “Дорогой длинною”, “Подмосковные вечера” и даже “Есть только миг”. Не обошлось без “Калинки” — её для бабушки спела внучка по имени Ирина, не владеющая русским языком, но специально к празднику выучившая слова.
Праздник закончился традиционно — тортом, вместо свечек на котором были маленькие настольные фейерверки.
Вместе с тортом Ирине фон Дрейер принесли корону — как пошутили гости, “корону Российской империи”. Несмотря на то что корона оказалась тяжелой и больно давила на голову, Ирина Владимировна выглядела счастливой. Ещё бы: паспорт лежит в сумочке на коленях и совсем скоро она вернётся на родину — туда, куда так хотела попасть долгие-долгие годы.
Сергей Вомалис
Источник: novosti-kraya.com