Поездив по Техасу, решил обобщить свои наблюдения. В сети хватает неплохих материалов, описывающих бытовые и социальные особенности тамошней жизни. Я лишь дополню картину некоторыми штрихами.
Американская вата
Начнем с истории. Техас родился на свет, можно сказать, по «ватно-новороссийскому» сценарию: местные «сепараторы» в 1836 году провозгласили независимость от Мексики, да еще замахнулись на соседний штат Нью-Мексико, объявив его западным Техасом.
Развернутая мексиканцами АТО отличалась особой жестокостью, а техасских рейнджеров, захваченных в плен, безжалостно расстреливали. Но в итоге двухмесячной «техасской весны» местные ополченцы вместе с «отпускниками» из США разгромили мексиканские войска, да еще захватили в плен целого президента Санта-Анну. А миссия Аламо, героически защищавшаяся три недели, была превращена в исторический мемориал и стала символом независимости.
Республика Техас просуществовала 9 лет, а затем присоединилась к США — те как раз проводили масштабный «крымнаш» в отношении Мексики.
Тем не менее, штат Техас сохранил право на свободный выход из федерации, чем уже однажды и воспользовался — дабы войти в рабовладельческую Конфедерацию в рамках Гражданской войны.
Американская Вандея
Техас до сих пор чрезвычайно консервативен, сущая заокеанская Вандея: преступников тут казнят, арабских беженцев не жалуют, гей-браки запретили референдумом еще 10 лет назад, любят огромные американские пикапы, не ценят здоровое питание и велосипеды и т.д.
Особняком стоит только столица — Остин, равняющийся на Европу по этим вопросам. И тем не менее, сам Остин украшен огромным Капитолием из розового гранита, чья монументальность и пафос не оставляют сомнений в имперских замашках Техаса.
Чем-то все это напоминает Беларусь и Минск. Разве что в Техасе больше внимания уделяется живому патриотизму: на каждом шагу реют флаги Техаса, а битве при Аламо посвящено множество фильмов, мероприятий, сувениров.
Местный патриотизм вполне гармонично сочетается с недоверием к «федералам». Но речь здесь идет не столько о возможной сецессии, сколько о желании подчинить американскую политику и экономику интересам Техаса, жители которого знают намного лучше любого Обамы, что же на самом деле полезно для США.
Люди
Народ душевный, общительный. Россказни про насквозь лицемерных индивидуалистов — чепуха. На каждом шагу большие семьи, шумные посиделки, кампании по сбору пожертвований…
Живут люди в большинстве своем в неких аналогах наших дачных кооперативов со своим обслуживающим персоналом, бассейнами, тренажерками и въездом «только для своих». В воздухе витает дух коллективизма «снизу» и искреннего патриотизма, который нам, циничным и скептичным европейцам, кажется детской наивностью.
Я в Техасе застал День благодаренья, которым здесь открывается рождественский период — время традиционного единения семей за общим столом. Дороги забиты — люди едут со всех концов страны, чтобы разделить общение и трапезу с родственниками. Религия по-прежнему в почете: церквей множество и они отнюдь не пустуют. Причем традиции живут и развиваются: по почину одной остинской жительницы люди наряжают елки не только у себя дома, но и вдоль дорог и хайвэев — довольно необычное зрелище.
Экология
Первое впечатление — небо запутано в проводах. Хайвэи ярко освещены прожекторами на гигантских мачтах, а рядом с ними на покошенных деревянных столбах висят жгуты толстенных проводов. Уличные фонари часто горят и ночью, и днем. Но не потому, что запил электрик, а просто электроэнергии в Америке — как грязи. Там дешевле сжигать электричество, чем насиловать лампы бросками напряжения.
Но с экологией, и правда, не все хорошо. Проезжая от Хьюстона до Бомонта, сбиваешься со счета гигантским рефайнериз — нефтеперерабатывающим заводам. Новое строительство НПЗ здесь ограничили, зато старые заводы непрерывно модернизируют и расширяют. Воздух, соответственно, пахнет не слишком аппетитно, но местные жители не жалуются — «запах денег». Купание в Мексиканском заливе также не доставляет особого удовольствия: вода и песок коричневые, горизонт забит супертанкерами.
Но экологические проблемы локализованы в промзонах, а по большей части Техас радует зеленью и чистым воздухом.
Интересно, что несмотря на обилие автомобилей, характерный чад на улицах отсутствует — специальная технология дезодорирует бензиновый и дизельный выхлоп. Здоровья, правда, от этого все равно не прибавляется.
Экономика
Вот здесь все нормально — уже лет пять никакого кризиса. Будь Техас независимым, он числился бы 12-й экономикой мира. А сейчас это драйвер всей американской экономики и лучшее место-2015 для ведения бизнеса в США. Везде кипит стройка: дома и офисы, дороги, многоуровневые развязки, заводы, магазины, соцкультбыт. Навскидку — бетона вбухано в один только Техас больше, чем в весь СССР.
Бизнес в Техасе чрезвычайно разнообразен: здесь и DELL, и NASA, и нефть, и сельское хозяйство, и образование, и наука. Даже Apple постепенно перебирается в Остин.
Секрет экономического бума прост — производительность труда. Европа, в особенности ее восточная часть — царство лени и безделья по сравнению с Техасом. Скажем, стригут траву — один мексиканец на мини-тракторе, другой — триммером. Тот, что с триммером, не прогуливается с папироской в зубах, а бегает. Реально бегает. А рядом гоняет трактор — где-то 30-40 км/ч. Ни остановок, ни перекуров за несколько часов. И это под палящим солнцем. Так вкалывают все и всюду, забывая пообедать и задерживаясь на работе допоздна.
Разломы
Хорошо известно расслоение США на континентальную сердцевину и два побережья — атлантическое и тихоокеанское. Между ними действительно наблюдается ценностный разрыв: континенталы считают калифорнийцев и нью-йоркцев богемными декадантами, а те, в свою очередь, именуют оппонентов «реднеками» (красношеими) — то есть колхозанами и совками.
Еще один разлом — расовый. Никто здесь не скрывает, что основной объем криминала совершается в черных районах, которые де-факто превращены в полузакрытые гетто. Это же подтверждается беглым анализом контингента переполненных тюрем.
С латиноамериканским меньшинством, вопреки моим предположениям, проблем значительно меньше. Просто испаноязычные напряженно работают — а здесь это ценится. Однако в долгосрочной перспективе и возможны проблемы — мигрантов из Латинской Америки становится все больше. Может, и прав Джордж Фридман с предчувствием американо-мексиканской войны.
На руку этому предположению играет заметная деградация и асоциализация подрастающего поколения, особенно белого и черного. Это уже далеко не те первопроходцы, что победили в свое время индейцев и враждебную природу. Наркомания, ожирение, игровая зависимость, социальная апатия прогрессируют. В США только официально полмиллиона бомжей, куча народа сидит на пособии и ничего даже не пытается делать. Высокие цифры безработицы свидетельствуют скорее о расцвете социального тунеядства.
Все это может привести к добровольной люмпенизации и распаду личности множества людей, что вкупе с очередной научно-технической революцией может обернуться разделением человечества на два и более видов разумных и полуразумных существ.
Политика
Пообщавшись как с верхними стратами среднего класса, так и с экспертным сообществом, не заметил особо предвзятого отношения к Европе, Евразии, православным или России.
Обеспеченные американцы в целом знакомы с мировыми проблемами, в курсе сирийского и украинского конфликтов, знают про Беларусь по «минскому процессу». Никто не вспыхивает ненавистью к «комми», не жаждет уничтожить «последнюю диктатуру» или «империю зла» — преобладает спокойное взвешенное отношение. А политический истеблишмент вовсю демонстрирует здоровый макиавеллизм и цинизм, как и положено акулам, озабоченным охраной и расширением своей охотничьей делянки.
То есть и у населения, и у политиков прагматичный разум превалирует над эмоциональными позывами.
В наших же краях, от Лиссабона до Владивостока, «кипит наш разум возмущенный» — слишком велики эмоции, слишком слаб здравый смысл. Западноевропейцы во имя «ценностей» превратили свой дом в африканскую помойку, Россия провозглашает себя супердержавой, не замечая нефтяных котировок и звездопада спутников, Польша и Прибалтика готовятся к «маленькой победоносной войне» против «азиатской московской орды», про Украину вовсе помолчим…
И все это под аккомпанемент терактов, забастовок, санкций, провокаций, патриотичных кликов и коррупционных скандалов.
Послевкусие
В целом, сравнивая ощущения от Техаса и от большой Европы, должен признать, что впечатления не в пользу старушки. Не скажу за все США, но Техас выглядит более здоровым и целеустремленным организмом.
Если наш континент продолжит нынешний карнавал абсурда, то имеет все шансы получить повторный урок от мудрой музы Клио, раз XX век ничему не научил. Ну а США традиционно готовы помочь двоечникам — оружием, кредитами и консервами.
Александр Синкевич
Источник: imhoclub.lv