Выживут только котики

Выживут только котики

Глава Министерства связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров в четверг назвал неизбежным регулирование интернет-мессенджеров в России, объяснив это соображениями безопасности и борьбой с терроризмом. Это заявление последовало за публикацией газетой “Ведомости” новости о том, что Государственная Дума планирует внести поправки в законодательство, в соответствии с которыми сервисы мгновенной передачи сообщений будут подвергнуты дополнительному контролю Роскомнадзором.

В частности, это ведомство может получить право блокировать тот или иной сервис, если он откажется предоставлять по запросу властей реальные данные своих пользователей. Глава Роскомнадзора Александр Жаров подтвердил, что ужесточение контроля над мессенджерами готовится “в интересах государственной безопасности”. Радио Свобода поговорило о новой репрессивной инициативе Минкомсвязи с лидером “Пиратской партии России” Павлом Рассудовым.

В далеком прошлом остались времена, когда самым популярным и чуть ли не единственными сервисом обмена сообщениями в интернете была “аська” – ICQ. Сегодня мессенджеры вытесняют эсэмэски (в Белоруссии, например, теряющие из-за этого деньги операторы связи даже подумывают брать за использование мессенджеров дополнительные деньги) и даже сами телефонные звонки. Этикет делового общения постепенно смещается в сторону использования сообщений, которые ваш адресат прочтет, когда ему это будет удобно. Телефонные звонки все чаще используются лишь для экстренной связи в нетерпящих отлагательства ситуациях, в прочих случаях звонок вместо сообщения может быть сочтен раздражающим и неуместным.

С одной стороны, желание государства взять под контроль стремительно набирающий популярность способ обмена информацией между людьми понятен. С другой – мессенджеры очень сложно выделить в отдельную категорию. Если верить “Ведомостям”, в законопроекте говорится об “информационно-коммуникационных сервисах”, оказывающих “услуги передачи текстовых, голосовых и графических сообщений” и “технологически неразрывно связанных с услугами связи, оказываемыми третьими лицами на сетях передачи данных операторов связи”. Теоретически речь может идти о чем угодно – от простой электронной почты, которая уже давно находится под контролем государства с помощью системы СОРМ (система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий. – РС), до отправки онлайн-сообщения консультанту на сайте какого-нибудь интернет-магазина. Неясность критериев признают и в Минкомсвязи – как заявил в четверг глава ведомства Николай Никифоров, “не нужно отрицать необходимость регулирования хотя бы на уровне терминологии”.

Пока власти решают, что считать мессенджерами, а что нет, активисты, выступающие за свободу распространения информации в интернете, уже критикуют новую инициативу – по их мнению, она направлена в первую очередь на борьбу с инакомыслящими. В числе тех, кто придерживается такой точки зрения, Павел Рассудов – лидер “Пиратской партии России”:

​- Какие мессенджеры наиболее популярны в России?

– “ВКонтакте”. Это самая популярная социальная сеть в России и там тоже есть свой мессенджер. Google Documents. Skype. Viber. Twitter. Можно ли Twitter считать мессенджером? Закона как такового пока нет. Идет прощупывание общественного мнения: насколько под предлогом терроризма можно ограничить свободу общения в интернете. Вопрос о том, что является мессенджером, для меня совершенно непонятен. Например, у нас в партии есть внутренний чат, по которому мы общаемся по jabber-протоколу. Этот протокол используется во многих мессенджерах. Они собираются запретить сам протокол, технологию? Или они заставят нас заключать какой-то специальный договор с операторами связи? Непонятно. Понятно только одно: к нам уже лезут не просто в постель, к нам уже лезут в голову, чтобы знать наши мысли.

– Зачем вообще это делается? Ведь есть самый популярный мессенджер – электронная почта, есть, в конце концов, СМС, практически ко всем этим данным спецслужбы при желании могут получить доступ, например, с помощью системы СОРМ. Зачем регулировать отдельно мессенджеры?

К нам уже лезут не просто в постель, к нам уже лезут в голову, чтобы знать наши мысли

– СОРМ не является панацеей, и они хотят получить дополнительные рычаги влияния. Почему это делается – понятно: Россия находится в состоянии войны, и необходимо все сильнее контролировать население. Необходимо контролировать оппозицию, которая сегодня воспринимается не как нормальное явление в любом обществе, а как враги народа. Если вы будете общаться в мессенджерах о котиках, вы ни для кого не представляете интерес. Если у вас бизнес, если вы занимаетесь общественной деятельностью или политикой, вы окажетесь в зоне риска. Вы уже в зоне риска.

– Как быть, если речь идет о реальной террористической угрозе?

– От того, что террористы иногда применяют, например, кухонные ножи, никто же не запрещает кухонные ножи. Нельзя взять и нас всех записать в террористы. Если спецслужбы настолько слабы, что не могут без этого распознать угрозу, то к черту такие специальные службы.

– Какие права гражданина нарушает закон в том виде, в каком нам о нем пока известно?

– Исходя из той информации, которая просочилась в “Ведомости”, мессенджеры, во-первых, хотят обязать заключать какие-то договоры с оператором связи – которым это совершенно не нужно (по другой версии операторам, напротив, будет выгодно контролировать мессенджеры – чтобы брать с клиентов за их использование дополнительные деньги и покрыть убытки, понесенные из-за отказа пользователей от СМС и звонков – около 20 миллиардов рублей за 2014 год).

Во-вторых, их хотят обязать идентифицировать пользователей. Это нарушает право на приватную переписку, право оставаться анонимным, которое является не просто конституционным, а безусловным правом любого человека. Более того, анонимность является необходимой для многих сфер деятельности. Не только для террористов, но, например, для психологов, которые могут таким образом общаться со своими пациентами, для юристов, иногда – для общественных деятелей.

– Может быть, эта “идентификация” означает, что вы сможете писать хоть под ником “Лев Толстой”, хоть “Владимир Путин”, просто при регистрации вы будете обязаны указать свои реальные имя и фамилию. А мессенджер или социальная сеть должны будут их раскрыть по первому требованию властей?

– Конечно. Я думаю, не только по первому требованию властей, а в тот момент, когда это будет кому-то необходимо. Например, для меня всегда было вопросом, как базы данных ГИБДД, паспортных столов и мобильных операторов оказываются на черном рынке, где их можно купить за деньги? Если есть какая-то информация, доступ к которой кому-то необходимо получить, то вопрос только в стоимости этой информации. Если есть техническая возможность ее получить, кто-то этим наверняка воспользуется. Я здесь просто вижу угрозу своей информационной безопасности.

– Вы начали с разговора о “ВКонтакте”, где есть мессенджер, есть свой мессенджер и у “Фейсбука”. Можно ли заблокировать такой сервис, не блокируя при этом всю социальную сеть?

– Нет, я думаю, это невозможно, только если они не запретят конкретную технологию передачи сообщений. Но это довольно глупо, потому что есть другие технологии. Большинство социальных сетей используют передачу данных по защищенному протоколу, поэтому блокирование какой-то отдельной функции или отдельной страницы невозможно. Будут блокировать всю социальную сеть целиком.

– Существуют ли настолько защищенные мессенджеры, что доступ к передаваемой через них информации не могут получить никакие спецслужбы? В качестве примера такого мессенджера часто приводят разработанный Павлом Дуровым Telegram.

– Не бывает совершенно безопасных способов общения, если вы не находитесь под стеклянным колпаком и вас под этим колпаком двое. Все можно, вопрос только в том, какие ресурсы для этого придется приложить, сколько будет стоить взлом. Чтобы не быть взломанными, ваша информация должна стоить дешевле, чем взлом, и наоборот – если ваша информация дороже, вас взломают. Совершенно безопасных мессенджеров нет, – считает лидер “Пиратской партии России” Павел Рассудов.

Резкое ужесточение контроля за интернет-сервисами в России началось еще в прошлом году, когда вступил в силу закон об обязательном переносе персональных данных россиян с иностранных серверов на серверы, физически расположенные в России. 1 января 2016 года истекает срок, отведенный компаниям на осуществление переноса данных. На сайте change.org опубликована петиция с призывом к иностранным компаниям, таким как Google и Facebook, не подчиняться этому требованию. Как рассказал Радио Свобода один из авторов петиции, оппозиционный политик Леонид Волков, закон напрямую грозит безопасности граждан, поскольку переносом данных могут воспользоваться российские спецслужбы.

“Дело не в том, что они начнут вычитывать сообщения и искать в них инакомыслие, а в том, что они продадут каким-нибудь ворам информацию о том, какие вы билеты покупаете в интернете и когда вас нет дома, и вашу квартиру можно прийти и ограбить”, – говорит Волков.

В случае, если иностранные компании прислушаются к этой петиции, их сервисы могут быть заблокированы в России. Надо сказать, что такая перспектива вовсе не всем кажется катастрофической: например, пользователи торрент-трекера Rutracker с помощью онлайн-голосования решили не подчиняться требованию правообладателей об удалении части контента и фактически согласились с тем, что сервис будет пожизненно заблокирован в России решением Мосгорсуда (что и произошло). Сейчас каждый посетитель Rutracker’а может ознакомиться на его главной странице с возможными способами обхода блокировки.

Однако в случае блокировки мессенджеров эти способы могут не сработать, и для того чтобы продолжать ими пользоваться, клиентам придется идти на дополнительные ухищрения или смириться с потерей. А котиков обсуждать в тех социальных сетях, которые под запрет не попадут и будут признаны государством надежными – то есть готовыми в любой момент раскрыть спецслужбам или другим заказчикам любую информацию о своих клиентах.

Марк Крутов

Источник: svoboda.org

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий