“Открытая Россия” опубликовала полный текст обвинительного заключения по делу №321/2006, известного как “дело русской мафии в Испании”.
Следственные прокуроры Хосе Гринда и Хуан Каррау в этом обвинительном заключении назвали фамилии и имена россиян, которые входили в преступное сообщество, действующее на территории Испании с 1996 года. В частности, в эту группу входили Геннадий Петров, Александр Малышев, Леонид Христофоров, Сергей Кузьмин, Илья Трабер, Виктор Гавриленков и другие.
Мы обсуждаем этот доклад следственных прокуроров Испании с Андреем Зыковым, подполковником юстиции в отставке, бывшим старшим следователем по особо важным делам отдела по расследованию преступлений в сфере коррупции и экономики следственного управления Следственного комитета МВД РФ по Северо-Западному федеральному округу.
– В список известных российских политических деятелей, которые, как сообщают испанские прокуроры, давно сотрудничают с преступной группировкой Геннадия Петрова, входят такие люди, как бывший министр обороны Анатолий Сердюков, бывший премьер-министр Виктор Зубков, глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, бывший министр информационных технологий Леонид Рейман, президент Сбербанка Герман Греф и другие. Какое значение, по вашему мнению, имеет для сегодняшней России опубликованный доклад испанских прокуроров?
– Доклад заставляет задуматься над многими проблемами, которые свойственны России. А также очевидно, что есть основания снова задать вопрос, который был задан журналистами в 2000 году: “Who is mister Putin?”. Но смысл этого вопроса сегодня другой. Сегодня хочется понять, “хвост” ли он, который крутит “собакой”, или “собака”, которая крутит “хвостом”. Под “хвостом” я понимаю саму должность президента РФ, а под “собакой” – ту мафию, о которой принято говорить, что она бессмертна. Из этого доклада вытекает, что на многие руководящие посты ставил людей (и в том числе, силовиков) не Владимир Владимирович Путин, а бандиты, имеющие непосредственное отношение к так называемой тамбовской преступной группировке.
Например, в 2007 году руководителем Следственного комитета РФ становится Александр Бастрыкин. Его Геннадий Петров и другие члены ОПГ называют просто Сашей. Они ему постоянно звонят. “Саша” сам звонит Геннадию Петрову и благодарит не президента Путина, а именно Геннадия Петрова за то, что его сделали председателем Следственного комитета при Прокуратуре РФ. В знак благодарности он готов “выставить стол”, “накрыть поляну” и просит Геннадия Петрова пригласить на эту “поляну” непосредственно то лицо, от которого зависело его назначение.
Или другая фигура, Игорь Соболевский. Вроде бы, когда-то работал адвокатом, затем внезапно становится заместителем Александра Бастрыкина в том же Следственном комитете. И, опять же, оказывается, что не Владимир Путин ставил его на эту должность, а причастен к этому назначению Геннадий Петров и так называемая тамбовская ОПГ. И Игорь Соболевский в разговоре с Геннадием Петровым благодарит его за это назначение. Если такие немаловажные посты в силовых структурах занимают лица, которых туда поставила преступная группировка, а не президент РФ, то действительно непонятно, кто является “хвостом”, а кто – “собакой”… Кто же правит нашим государством?
– Испанские следственные прокуроры сообщают в своем докладе, что члены преступной группировки осуществляли контроль за криминальной деятельностью возглавляемых ими соответствующих преступных группировок, находящихся в России. Кроме того, они вели следующую деятельность: “убийства, торговля оружием, вымогательство, мошенничество, подделка документов, контрабанда, наркотрафик, заказные избиения, незаконные сделки и т.д”. Андрей, как вам, следователю, видится архитектура этой организации?
– Перед тем, как произвести аресты членов этой преступной группировки, представителям испанского правосудия пришлось очень много поработать. Им пришлось узнать про связи, которые существуют в российских преступных группах, понять принцип централизации, свойственный им (когда наверху – пахан, а внизу – приближенные). Пришлось даже внести некоторые изменения в законодательство Испании для того, чтобы привлечь данных лиц к уголовной ответственности. Действительно, когда смотришь, по каким принципам построены преступные группировки, то обнаруживаешь аналогию с тем, как выстроена государственная власть в России. Строгая централизация – ведь именно следуя этому принципу, Владимир Путин решил в свое время отказаться от выборов мэров и губернаторов. А когда стало понятно, что назначаемые мэры и губернаторы воруют не меньше, чем избираемые, а может быть, и больше, Владимир Путин “открестился” от своей инициативы.
Почему строгая централизация хороша для бандитских группировок? Пахану не надо скрывать перед своими людьми, что он – преступник. Он им заявляет, что есть лохи, народ, который можно и нужно грабить столько, сколько хочется. А роль президента, когда он находится среди преступников, иная. Он, конечно, тоже говорит своим подчиненным о том, что можно грабить народ. Но вместе с тем, он не может сказать народу, что “вы – сборище лохов и должны подчиняться моим приближенным бандитам”. Он же, согласно Конституции, является защитником этого народа. У него наступает некое раздвоение личности. Ему приходится врать и тем, и другим.
– Фигура Геннадия Петрова, лидера тамбовско-испанской преступной группировки, очень любопытна. Совладелец известного банка “Россия”, он активно сотрудничал и с лидерами других преступных группировок, и с политиками, и с крупными бизнесменами, такими, например, как Олег Дерипаска, Александр Абрамов, Искандер Махмудов и другие.
Вот что сказано в докладе испанских следственных прокуроров о доиспанском, российском прошлом Геннадия Петрова: “В криминальной российской среде известен как криминальный авторитет. Лидер тамбовской ОПГ, существование которой подтверждено российскими органами власти, различными полицейскими службами, международными данными, рядом экспертных докладов и разведданными об их деятельности и пирамидальной структуре ОПГ, существование которой, а также свой статус в ней признал сам обвиняемый. Петров имеет многочисленные судимости, многократно состоял на учете в полиции, отбывал тюремное наказание совместно с Сергеем Кузьминым. 8 февраля 1985 года Петров получил 6 лет лишения свободы по приговору, вынесенному Ждановским муниципальным народным судом города Ленинграда. Петров находился под судебным следствием в связи с принадлежностью к криминальной организации, где он состоял вместе с Александром Малышевым. Так, 5 сентября 1992 года были задержаны около 30 человек в составе некой преступной группировки под управлением Малышева. У Александра Малышева при задержании был изъят незарегистрированный пистолет. Члены преступной группировки обвинялись в бандитизме и совершении различных групповых преступлений”.
Андрей, что вы можете сказать о Геннадии Петрове?
– Его активная деятельность началась в середине 80-х годов, но расцвет ее пришелся на начало 90-х. Я вспоминаю многие публикации. Николай Андрущенко, один из основателей газеты “Новый Петербург”, как депутат Ленсовета был вхож в кабинеты Анатолия Собчака и Владимира Путина. Он вспоминает, что канцелярией Владимира Путина тогда заведовал Игорь Сечин. Доступ “к телу шефа” был через него. У Игоря Сечина очень хорошие отношения с Геннадием Петровым, и Геннадия Петрова достаточно часто видели в кабинете Владимира Путина. Там же видели иВладимира Кумарина, и других лидеров преступных группировок. На том этапе с ними приходилось общаться. Еще Марина Салье писала о том, что для того, чтобы фирмы, через которые можно было чиновникам выводить деньги, существовали, чиновникам необходимо было иметь дело с преступниками. И расцвет деятельности так называемой тамбовской ОПГ пришелся на время Анатолия Собчака и его заместителя Владимира Путина.
Геннадия Петрова достаточно часто видели в кабинете Владимира Путина. Там же видели и Владимира Кумарина, и других лидеров преступных группировок
Николай Андрущенко вспоминал, что Анатолий Собчак в начале перестройки производил впечатление бескорыстного либерального профессора. Однако после того, как к нему приблизились Владимир Путин и Виктор Золотов, Анатолий Собчак изменился, у него появилась тяга к роскошной жизни. И он стал торговать своей совестью.
– Геннадий Петров с 1998 по 1999 год был совладельцем банка “Россия”. История банка “Россия” ждет своего исследователя. Один из фигурантов списка испанских прокуроров, активно сотрудничающий с тамбовско-испанской преступной группой, первый заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник был с 1990 по 1995 год председателем правления страхового общества “Русь”, на основе которого и был потом создан банк “Россия”. Примечательно, что в те годы под руководством Владислава Резника какое-то время работал будущий президент России, юрист Дмитрий Медведев. Чем еще славен банк “Россия”?
– Геннадий Петров имеет самое прямое отношение к этому банку. Ему тогда (не знаю, как сейчас) принадлежали 2,2% его акций. Еще один член этой команды, Сергей Кузьмин, тоже имеет отношение к этому банку – те же 2,2% акций. Он тоже фигурант “испанского дела”. Этот банк “Россия” словно бы вобрал в себя преступную группу, которой дано право разворовывать Россию. Само создание банка было не совсем законным. Первоначально он принадлежал обкому КПСС, который совместно со страховой компанией “Русь” был его учредителем.
Так что господин Резник имеет отношение к данному банку. Незадолго до событий 1991 года в этот банк были влиты очень большие суммы, порядка 500 миллионов рублей. Испанские следователи обратили внимание на то, что, вполне возможно, Геннадий Петров живет на деньги КПСС. Выходит, что, когда мы ищем деньги КПСС, мы не замечаем перед носом банка “Россия”. А те лица, которые приватизировали данный банк, сами брали займы в этом банке и на эти деньги покупали акции этого же банка. Этот банк был практически украден у государства. Его деньги оказались у преступной группировки. Я вообще склонен рассматривать деятельность членов кооператива “Озеро” и акционеров банка “Россия” через призму статьи № 210 УК РФ, подразумевающей наказание за создание преступной группировки. Эта группировка была создана с преступными целями, которые прекрасно известны всем гражданам России: грабить страну, разворовывать ее.
– В докладе испанских прокуроров приводится выдержка из распечатки телефонного разговора Геннадия Петрова с бывшим депутатом Госдумы Михаилом Глущенко, приговоренным в этом году к 17 годам лишения свободы за организацию убийства Галины Старовойтовой. Михаил Глущенко говорит Геннадию Петрову о том, что надо разобраться и решить проблему “безрукого” (имеется в виду Владимир Кумарин). Разговор происходит в начале июля 2007 года, а в августе того же года Владимира Кумарина арестовывают. Организатором его ареста является генерал Николай Аулов, который сейчас работает заместителем директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктора Иванова.
Любопытно отметить, что недавно Высокий суд Лондона опубликовал материалы дела об убийстве бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, в том числе досье на Виктора Иванова. В этом досье, подготовленном для Александра Литвиненко бывшим полковником ФСБ Юрием Швецом, в частности, сказано: “Все изменилось в конце 1980-х, когда КГБ дал своим офицерам указание заниматься бизнесом и привлекать к этому любых полезных людей, включая преступников, которые в те времена были единственными, кто знал, как работает рынок, по крайней мере, черный. Выполняя приказ, Виктор Иванов, работавший в должности начальника отдела по борьбе с контрабандой Ленинградского управления ФСБ, установил деловые связи с тамбовской преступной группировкой и ее лидером Владимиром Кумариным. Тамбовская ОПГ вела битву не на жизнь, а на смерть с другой могущественной бандой – малышевской – и ее лидером Малышевым. В этой гангстерской войне Виктор Иванов принял сторону Владимира Кумарина и помог его группировке победить. Основным активом, за который они бились, был Санкт-Петербургский морской порт, который использовали как перевалочную базу при перевозке колумбийских наркотиков в Западную Европу. В результате этого сомнительного делового сотрудничества Иванов приобрел долю в капитале Санкт-Петербургского морского порта и этим бизнесом он управляет до сих пор. С другой стороны, в середине 1990-х тамбовская ОПГ трансформировалась в холдинг с множеством филиалов и дочерних компаний”.
В одном из разговоров, записанных испанской службой, Геннадий Петров заявляет, что Владимира Кумарина арестовали по распоряжению “Царя”. Следствие считает, что “Царем” называли Владимира Путина. Вы можете пояснить, почему, по вашему мнению, арестовали Владимира Кумарина, ведь он входил в круг членов кооператива “Озеро”?
– В этом году в передаче Владимира Кара-Мурзы на Радио Свобода мне был задан вопрос о причастности Владимира Кумарина к убийству Галины Старовойтовой. Я и сейчас могу подтвердить свой ответ на этот вопрос. Владимиру Кумарину убийство Галины Старовойтовой было ни к чему. По моему мнению, за этим убийством стоит либо ФСБ, либо другая организация, имеющая отношение к государственной власти. Бандитам убивать ее было ни к чему, тем более Владимиру Кумарину.
На тот момент я еще не был знаком с докладом испанских следователей. Когда я его прочитал, я еще раз убедился в том, что Владимир Кумарин не имеет к этому преступлению никакого отношения. В докладе были записаны разговоры Геннадия Петрова с Михаилом Глущенко. Как выясняется, от кого-то по прозвищу “Царь” (а испанские следователи считают, что это кличка Владимира Путина) поступило задание посадить Владимира Кумарина в тюрьму. Почему от “Царя” могло прийти такое задание? Вроде бы, Владимир Кумарин был с “Царем” в очень хороших отношениях. Он был вхож в кооператив “Озеро”, его охранные структуры охраняли этот кооператив. Он был в тесной связи с одним из учредителей кооператива “Озеро” Владимиром Смирновым. Вместе с ним Владимир Кумарин руководил Петербургской топливной компанией. Фамилии обоих фигурируют в деле фирмы SPAG.
Члены этого общества SPAG, многие из которых осуждены в разных странах мира, занимались “отмывкой” денег, торговлей колумбийским кокаином. Консультантом в этой фирме был и Владимир Путин. Да и с Владимиром Путиным Владимир Кумарин был хорошо знаком. Журналист Николай Андрущенко утверждает, что у него была фотография Путина с Кумариным топлес. Во время обыска у него эту фотографию украли.
Но вот поступает задание: посадить Владимира Кумарина, и даже указывается срок – лет 30 тюрьмы. Кто из силовиков должен был проводить операцию по его посадке? Михаил Глущенко должен был дать показания на Владимира Кумарина. А его непосредственной посадкой и задержанием занимался Николай Аулов, генерал-лейтенант, руководивший на тот момент Главным управлением МВД по Центральному федеральному округу РФ. Кстати, до этого Главным управлением МВД по Центральному федеральному округу руководил Александр Бастрыкин. Перейдя в Следственный комитет, он уступил свое место Николаю Аулову. Николай Аулов, как и Александр Бастрыкин, был очень тесно связан с Геннадием Петровым. Испанские следователи насчитали 78 звонков между Геннадием Петровым и Николаем Ауловым, причем 74 звонка исходили от Николая Аулова. Геннадий Петров давал указания генералу Николаю Аулову, а тот отчитывался перед Геннадием Петровым за сделанную работу.
Зачем было необходимо задержание Владимира Кумарина? Судя по информации журналистов, испанская полиция задерживала данную группировку по некой наводке. Она исходила от Александра Литвиненко, отравленного в 2006 году в Лондоне. Одним из подозреваемых в этом преступлении считается депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой. Он встречался с Александром Литвиненко в Испании. Александр Литвиненко собирал информацию о преступных российских группировках, которые действуют за рубежом. Незадолго до ареста Владимир Кумарин дал интервью, в котором сообщил, что встречался с Александром Литвиненко. Причем Кумарин говорит, что эта встреча проходила в Петербурге. Это совершенно невозможно. В 2000 году Александр Литвиненко переехал в Лондон и попросил политического убежища. Вернуться в Россию он никак не мог, он был бы здесь немедленно арестован – нашлось бы, что ему предъявить. Очевидно, что эта встреча проходила в Испании.
Для чего была нужна Владимиру Кумарину эта встреча? Он понимал, что может оказаться “разменной монетой” в большой игре. Он помнил участь Романа Цепова, тоже близкого к Владимиру Путину человека. Обстоятельства смерти Цепова очень похожи на обстоятельства смерти Литвиненко. Возникает вопрос, а не был ли апробирован полоний как яд на Романе Цепове? Пытаясь подстраховаться, Владимир Кумарин мог передать какие-то материалы Александру Литвиненко, о чем могло стать известно Владимиру Путину. Поэтому “Царь” и дал задание Геннадию Петрову и другим лицам в Испании опорочить Владимира Кумарина. Пусть Михаил Глущенко, которого представили как заказчика убийства Галины Старовойтовой, укажет на Владимира Кумарина. Что и было сделано. Как видно из доклада, разговор об этом идет еще за несколько месяцев до посадки Владимира Кумарина.
А Николай Аулов отчитывается о каждом шаге следственной группы, о том, как задерживали Владимира Кумарина, что выявлено, как он себя ведет, о том, что к нему не допускают адвоката Афанасьева, что адвокату не позволили принести в тюрьму лекарства. Владимир Кумарин сидит в тюрьме с 2007 года по практически сфальсифицированным уголовным делам. Я не удивлюсь, если его признают заказчиком убийства Галины Старовойтовой. Власти надо скрыть истинного заказчика ее убийства, а Владимир Кумарин – очень удобный объект, на который сейчас можно “повесить” это преступление, – сказал в интервью Радио Свобода бывший старший следователь по особо важным делам Андрей Зыков.
Обвинительное заключение по делу № 321/2006 19 октября этого года было передано в уголовную палату Национального суда Испании. Прокуратура потребовала для Геннадия Петрова 8 лет тюрьмы, 5 лет тюрьмы для его жены Елены Петровой и по 5,5 лет тюрьмы для других фигурантов, в том числе для депутата Госдумы Владислава Резника.
Сегодня эти фигуранты доклада испанских следователей живут в России, проблем у них нет, и дела у них идут неплохо. По-прежнему в одном доме с Кожиным и братьями Фурсенко на Березовой аллее спокойно проживает вернувшийся в Петербург Геннадий Петров. Его сын Антон продолжает заниматься бизнесом. Ходит по петербургским врачам Александр Малышев. Возглавляет скромное туристское агентство Леонид Христофоров. Ильдар Мустафин занимается продажей продуктов питания. Генерал Николай Аулов руководит в Москве оперативно-разыскным департаментом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник аккуратно ходит в Думу на заседания. Бывший министр обороны Анатолий Сердюков работает индустриальным директором по авиационному кластеру государственной корпорации “Ростех”. Герман Греф продолжает возглавлять Сбербанк. Бывший премьер-министр России Виктор Зубков продолжает трудиться в должности председателя совета директоров корпорации “Газпром”. Список можно продолжить…
Виктор Резунков
Источник: svoboda.org