Принуждение к здоровью

Принуждение к здоровью

Выявление многочисленных приписок в столичных поликлиниках открыло страшную правду: отчеты о проведении массовой диспансеризации в Москве оказались липой. Ведь чаще всего врачи привирали именно по этому поводу. Поэтому граждане с удивлением обнаруживали, что, оказывается, прошли «первый этап диспансеризации» за 2 с чем-то тысячи рублей.

Объяснение, впрочем, простое. Когда Москва перешла на подушевое финансирование поликлиник, необходимость что-то там дописывать в картах больных вроде как отпала. Ведь, как ни крути, поликлиника в любом случае получит «подушевик» в размере 12 тысяч рублей на каждого прикрепленного пациента в год – будет он туда ходить или носа там не покажет.

Однако с диспансеризацией ситуация особая: в Москве существовал и пока еще существует план, по которому каждая амбулатория должна провести диспансеризацию минимум 25% граждан из тех, кто по возрасту могут ее пройти (напомним, что она положена всем достигшим 21 года, каждые три года). Теперь глава социального комплекса Москвы Леонид Печатников заявил, что само существование такого плана «абсурдно», и постановил его отменить. Прямо с 1 января…

Сначала такому подарку врачи обрадовались: один план с плеч, одной головной болью меньше. Но потом пришло похмелье: как же теперь привлекать москвичей к здоровому образу жизни? Как заставлять регулярно обследоваться? Оказалось, мотивировать москвича трудоспособного возраста потратить несколько дней на диспансеризацию – задача из разряда почти невыполнимых. «Мы приглашаем пациентов, но они не приходят», – жалуется замруководителя Департамента здравоохранения города Алексей Погонин.

И вот посыпались предложения, по сравнению с которыми факты о приписках выглядят весьма бледно. Например, штрафовать всех, кто диспансеризацию продинамит. Или ограничить им доступ к медицинским услугам из программы госгарантий. То есть заболеет человек серьезно – пусть платит за лечение, раз уж не пришел раньше и не узнал о хвори на ранней стадии. Еще одно предложение – сразу лишать гражданина полиса ОМС, если в течение трех лет он не удосужился пройти диспансеризацию. Особенно если при этом еще пил или курил. «Испугаются – сразу побегут обследоваться как миленькие», – потирают руки авторы этого проекта.

Есть, правда, и противоположные предложения – стимулировать граждан пряником. Главврач столичного КДЦ №6 Вера Сидорова считает, что пациентов, прошедших диспансеризацию, нужно поощрять скидками в спа-центры, бассейны, сауны, дома отдыха, давать им со скидкой лекарства. Жаль, она не понимает, как компенсировать всем этим заведениям расходы, а в условиях кризиса на такие траты, ясное дело, никто не пойдет.

Поэтому предложения о введении ответственности пациента за свое здоровье, то есть не о побуждении, а о принуждении народа к здоровому образу жизни, звучат гораздо громче. «Государство несет ответственность за здоровье граждан – значит, и граждане тоже должны нести ответственность за свое здоровье», – считает глава комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Мосгордумы Людмила Стебенкова.

Допустим, власти своего добьются, и народ побежит обследоваться. Что дальше? Действительно ли диспансеризация в России стала важным инструментом профилактической медицины, позволяющей выявлять заболевания на ранней стадии? Оказывается, это не совсем так. Точнее, совсем не так. По данным Росстата, сегодня в ходе диспансеризации выявляется лишь 6% от общего числа заболевших. Недавно ОНФ проводил опрос в 82 регионах. 24,3% респондентов сообщили, что по итогам диспансеризации у них были выявлены заболевания, но при этом 62,7% из них отметили, что им не были назначены никакие дополнительные процедуры и не были даны какие-либо рекомендации. Иными словами, граждан огорошили знанием о том, что у них со здоровьем есть проблемы, – и отправили с этим знанием куда подальше.

Чему тут удивляться? Врачей-специалистов в стране по-прежнему недостаточно. А после массовых сокращений их стало еще меньше. Медики даже боятся, что будет, если все и вправду побегут в поликлиники на диспансеризацию. «Мы с таким потоком не справимся», – уверенно заявил один главврач на заседании комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья.

Получается, что приписки стали главным механизмом, создающим иллюзию благополучия в нашем здравоохранении. Огромное количество приписок касается и вакцинации, план по которой тоже вроде как решили отменить. Недавно родители в классе, где учится мой сын, подписывали стандартную форму согласия или отказа на проведение вакцинации детей от гриппа. Клянусь: ни один родитель не написал «согласен». А поликлиники рапортуют о 90%-ном выполнении плана… Куда уходят закупленные на госсредства прививки?..

Еще очень многие граждане обнаруживали, что приходили на те или иные процедуры в те поликлиники, к которым не прикреплены, – за таких пациентов медучреждения получают отдельные деньги сверх «подушевика». Эта проблема не решена. Да и даже если последуют еще какие-то громкие заявления в целях борьбы с приписками, можно не сомневаться, что способы обойти законы наверняка найдутся. В Краснодарском крае, к примеру, дошли до того, что в отчетность о контингенте, выполнившем аборты, попали мужчины. Обнаружилось это случайно – до сих пор никому и в голову не приходило искать там хомо сапиенс мужского рода…

Так что, увы, остаются подозрения: что бы ни придумали власти в целях борьбы с приписками, в дураках останутся пациенты.

Екатерина Пичугина

Источник: mk.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий