“Импортозамещение – не мода, а долгосрочный вектор”

“Импортозамещение – не мода, а долгосрочный вектор”

Правительство в импортозамещении делает ставку на новый инструмент промышленной политики – специнвестконтракты. Им уделил место в своем Послании Федеральному собранию Президент РФ Владимир Путин.

Специнвестконтракты обязывают инвесторов повышать технологический уровень производства и наращивать локализацию взамен на долгосрочные гарантии и преференции федерального и регионального уровней. Таким образом, мы рассчитываем наладить трансфер зарубежных технологий в страну, сообщил в Совете Федерации министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.

Еще одно важное заявление: импортозамещение становится одним из главных трендов промышленной политики. О том, что его нужно рассматривать не как защитную меру, а как базовую составляющую экономического курса, говорили недавно и участники недавнего заседания секции Московского экономического форума.

Развитие российского реального сектора в 2015 году оставляет желать лучшего. Основная часть падения, рассказал Мантуров, пришлась на январь-июнь. В обрабатывающем секторе оно составило 5,3 процента. Сложная ситуация в отраслях, ориентированных на массовый спрос. Падение доходов граждан вызвало в легпроме сокращение объемов выпуска на 12 процентов.

Еще большие потери – 28 пунктов! – у автопрома, важнейшей с точки зрения мультипликативного эффекта отрасли. А могло быть хуже, порадовался министр, но благодаря мерам господдержки первоначальный прогноз сокращение производства в размере 50 процентов не оправдался.

Понижательный тренд на рынке обострил конкурентную борьбу за наращивание уровня локализации, что, как надеются в Правительстве, будет способствовать ослаблению зависимости автомобилестроителей от иностранных комплектующих. Сильно пострадали производство оборудования и транспортное машиностроение, просевшие на 15 процентов.

В качестве положительного примера был приведен химпром, выросший на 6,5% и входящая в него фармацевтика – 12%. По итогам ноября в Минпромторге увидели признаки стабилизации. В большинстве отраслей происходит импортозамещение. Ввоз промышленных товаров сократился почти на 40% при физическом росте экспорта на 5,6.

Правительство не обманывается насчет того, что это носит краткосрочный и в какой–то степени даже конъюнктурный характер. Эффект девальвации может быть исчерпан очень быстро. Он считает главным закрепить наметившуюся тенденцию системной промышленной политикой, которая нейтрализует негативное влияние от сокращения потребительского и инвестиционного спроса.

В этом смысле очень своевременным, по словам министра, оказалось принятие ФЗ о промышленной политике. Сейчас нужно продолжить выстраивание комплексных мер поддержки производства в рамках процесса импортозамещения. В сфере российской военной техники и вооружений по этой части, отметил министр, уже приняты все необходимые решения.

На недавнем совещании у Владимира Путина по радиоэлектронной промышленности, в частности, говорилось о максимально возможном использовании в госзаказах чипов российского производства. В отечественной электронике с 2008 года заметны подвижки, по утверждению министра, и сейчас речь идет о коммерциализации полученных результатов. Правда, о массовом выпуске электронных чипов пока говорить рано. Строительство одного завода, подобного имеющимся в ЮВА, США и в Германии, стоит 10–12 миллиардов долларов. Таких денег в бюджете нет.

Большие надежды возлагаются на зеленоградские компании. Сейчас отечественные электронщики осваивают технологию изготовления микросхем 65 нанометров, а в госпрограмму развития электронной промышленности на ближайшую перспективу закладываются средства для разработки чипов 45 нм. Проблема в обеспечении спроса.

Тут свое слово сказало государство. Российские микрочипы будут использоваться в платежной системе «Мир», удостоверениях личности, удостоверениях военнослужащих и других документах, формирующих госзаказ. Еще один масштабный госзаказ будет скомплектован за счет перехода на чипирование фармацевтической продукции. Этот огромный рынок окупит вложенные инвестиции государства и частного бизнеса.

В гражданском секторе Министерство вместе с регионами провело глубокую ревизию технологического уровня всех отраслей и определило критическую номенклатуру изделий, пока не выпускающихся в стране. Утверждено 20 отраслевых планов по 2 тысячам с лишним направлений импортозамещения. Минпромторг обеспечивает методологическое сопровождение их реализации, организует в целях координации действий стажировки руководителей региональных ведомств в федеральное.

На портале Проммонитор.РФ созданы личные кабинеты предприятий и региональных министерств промышленности, что позволяет контролировать ситуацию на каждой территории. Это первый модуль будущей Государственной информационной системы промышленности, создание которой предусмотрено ФЗ–488. «Мы, конечно, не делаем потуги на госплан, но сегодня, мы и слепые, и глухие с точки зрения получения информации», – признался министр.

Тесное взаимодействие обеспечивает субъектам РФ более активное участие не только в самом импортозамещении, но и в формировании федеральных механизмов его поддержки. Основным координатором процесса практически стал Фонд развития промышленности (ФРП), создаваемый первоначально для обеспечения перехода на наилучшие доступные технологии, прописанного в ФЗ–219. Эта задача, хотя и отступила на второй план, но тоже имеется в виду при экспертизе проектов. Их в фонде уже саккумулировано 1270 с суммарной потребностью финансирования около 440 миллиардов рублей.

При его годовом бюджете 20 миллиардов понятен уровень конкурентности при отборе проектов. В ходе его одним из важнейших критериев является позиция региона. 56 долгосрочных займов под 5 процентов годовых уже получили одобрение. Их осуществление даст около 9 тысяч новых высокопроизводительных рабочих мест.

Еще одна заманка – рассматриваемая в рамках корректировки Налогового кодекса инициатива о неповышении федеральной и региональной составляющей налоговой нагрузки для участников специнвестконтрактов на срок до 10 лет. Кроме того, Минпромторг намерен в поправках к ФЗ–44 наделить их статусом единственных поставщиков.

Чтобы стимулировать спрос на высокотехнологичную продукцию, внесены изменения в ФЗ–223 (о закупках). Это должно укрепить взаимодействие между госкомпаниями–потребителями и отечественными поставщиками при реализации инвестпроектов стоимостью свыше 10 миллиардов рублей. Схожие задачи будут решаться и благодаря ФЗ–162 (о стандартизации), который вступил в действие в конце сентября. Он устанавливает требования к объектам закупки на основе национальных стандартов и тем самым содействует развитию собственного производства.

Пару слов о стилистике речи Мантурова. Выражение «спад инвестиций» он заменил нейтральным эвфемизмом «инвестиционная пауза». Вроде то же самое, но не режет слух. Однако при этом в его рассуждениях прозвучало слово «мобилизовываться». Весьма неожиданно. Ведь всего лишь год назад на инвестиционном форуме в Сочи премьер Дмитрий Медведев в ответ на просьбу одного из участников изгнать из политического лексикона термин «мобилизация», подтвердил, что к мобилизационной экономике возвращаться не будем. Как все меняется!

Уточню, что Мантуров говорил не о возврате, а о способности «российского и русского характера» быстро мобилизовываться для выполнения поставленных задач. Неужели годы экономической расслабленности позади? Придется собираться, сосредоточиваться и технологически, и технически, и морально.

Людмила Глазкова

Источник: russia-today.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий