Много лет назад (даже десятки лет) я жил в общежитии для аспирантов Нью-Йоркского университета, где обитали преимущественно дети элиты других стран. Сыновья африканских министров финансов, дочери европейских банкиров… такого рода публика. И студенты из развивающихся стран говорили одно и то же: в их странах люди, желавшие разбогатеть, шли в правительство, а люди, которые хотели бороться с произволом в управлении и излишними налогами, шли в бизнес. Им было ясно, кем были граждане первой и второй категории.
В Соединённых Штатах им нравилось то, что здесь всё было иначе. У предпринимателей был самый высокий уровень жизни, в правительство было вспомогательным персоналом. Но то время осталось далеко позади.
Сладкая это работа, быть бюрократом
Вот характерный рассказ о жизни в Вашингтоне, округ Колумбия: министерство по делам ветеранов – известная финансовый омут плохого управления – в прошлом году раздало премий более чем на $142 млн. Прочитавшие эту новость налогоплательщики могут быть удивлены таким вознаграждением за бюрократическую некомпетентность, и возможно, у них возникнет ощущение, что работать на федеральное правительство очень сладко. Так оно и есть.
Оплата федеральных служащих растёт значительно быстрее, чем у сотрудников частных компаний. Процентная разница в оплате этих категорий за последние 25 лет удвоилась. Работа в федеральных органах более выгодна, чем в среднем работа в сфере финансов, информационных технологий и различных профессиональных областях.
Кроме того, число федеральных служащих с зарплатой более $100,000 за последние пять лет выросло примерно на 10%, до 300,000 с лишним. Тысяча самых высокооплачиваемых работников имеют минимальную зарплату $216,000, и большая часть сотрудников из этого высшего звена занята в министерстве по делам ветеранов.
Сотрудники малоизвестных организаций, таких как Национальная ассоциация кредитных союзов и Управление фермерского кредитования, также возглавляют список. Общая стоимость федеральных зарплат и льгот для налогоплательщиков приближается к $260 млрд. Большая их часть сконцентрирована в Вашингтоне, округ Колумбия, и его окрестностях. И это заметно. Согласно Статистическому бюро, шесть из 10 самых богатых округов в стране расположены вокруг столицы. Средний доход домохозяйств в этих графствах варьируется от $98,000 до $118,000 без учёта льгот.
Уволить кого-нибудь с работы в округе Колумбия практически невозможно. В 2011 году исследование издания USA Today показало, что во многих федеральных ведомствах – в Управлении по защите окружающей среды, Управлении жилищного строительства и городского развития и других – более вероятно умереть на работе, чем её потерять. К счастью, в федеральном правительстве нет расточительства, мошенничества и излишеств, верно?
Теперь сравните шикарную жизнь бюрократов с жизнью среднего американца. Средний доход домохозяйств в сентябре был на уровне немногим выше $56,000. Это всего на 1% больше, чем в 2009 году, когда было официально объявлено об окончании рецессии, и на 0.5% ниже, чем до начала рецессии. Между тем, потребительские цены за последние шесть лет выросли на 10.6%. Неудивительно, что согласно январскому исследованию Bankrate.com, 62% американцев живут от зарплаты до зарплаты.
Однако успех Вашингтона, без сомнения, внёс свой вклад в проблемы Америки. Институт конкурентного предпринимательства считает, что постоянно растущее бремя финансирования регулирующих органов стоит $1.88 трлн. В пересчёте на семью это $15,000. Никто не защищён от этих скрытых налогов, которые приводят к росту цен на товары повседневного спроса, уменьшению числа рабочих мест, замедлению роста и т. д.
Иными словами, Вашингтон, округ Колумбия, быстро шагает вперёд, тогда как остальная Америка всё сильнее отстаёт. Премии в министерстве по делам ветеранов на сумму $142 млн – это просто последнее напоминание.
Как случилось, что государственный сектор подчинил себе частный сектор? В основном по следующим причинам:
Глобализация. Та политика, что кажется на первый взгляд самой капиталистической и защищающей частный сектор, на самом деле оказывается весьма благотворной для правительства. Когда главы предприятий поняли, что они могут закрыть заводы в стране, перенести рабочие места в Китай, списать расходы по переносу и тем самым увеличить чистую прибыль (и собственные годовые премии), производство в США было разрушено, зарплаты упали и пенсии исчезли. Рабочие, ранее бывшие членами профсоюза, перешли из среднего класса в категорию рабочей бедноты.
Профсоюзы государственного сектора. Важно отметить, что даже покровитель большого правительства Рузвельт (Roosevelt) считал, что профсоюзы работников государственного сектора – это плохая идея. Вот характерные цитаты:
Все государственные служащие должны отдавать себе отчёт, что коллективный договор между профсоюзами и нанимателями в его обычном понимании не может быть соотнесён с государственной службой. В приложении к управлению государственным персоналом есть чёткие и непреодолимые ограничения.
Сама природа и цели правительства делают невозможным для административных чиновников полностью представлять или связывать работодателя в переговорах с организациями правительственных служащих.
Работодателем является весь народ, выражающий себя через законы, принятые его представителями в Конгрессе. Соответственно, должностные лица и служащие являются подчинёнными и управляемыми, и во многих случаях ограничены определяющими политику законами, процедурами, а в персональных вопросах правилами… Размер оплаты устанавливается Конгрессом, а работники при определении размера заработной платы представлены членами Конгресса.
Но в 1961 году президент Джон Кеннеди (John Kennedy) предоставил федеральным работникам право обсуждать условия работы (но не размер оплаты), а всё остальное, как говорится, история. С тех пор государственный сектор стал огромной политической силой, которая поддерживает лиц, определяющих размер его оплаты и другие льготы, и часто избирает их. Неудивительно, что зарплаты и особенно пенсии в государственном секторе взлетели, и как показал пример Чикаго, сейчас неприкосновенны даже при угрозе муниципального банкротства.
Печатный станок. Ещё одно из событий типа «как раз то, чего вы ожидали», было превращение доллара из обеспеченной золотом в полностью бумажную валюту в 1971 году. После этого Вашингтон мог создавать столько новой валюты, сколько хотел, ему больше не надо было определять приоритеты. Естественно, найм федеральных служащих значительно увеличился, и профсоюзы государственного сектора, в классическом контуре положительной обратной связи, постепенно улучшили своё положение и получили новые права.
Учитывая всё это, правительственная служба, как отмечает Уолл-стрит Джорнал, стала тёплым местечком. Но конечно, это временная ситуация. Когда правительство начинает доминировать над экономикой, двигатель создания материальных благ (т. е. частный капитал) объявляет забастовку, и общество входит в нисходящую спираль, в которой незанятые работники частного сектора требуют большей помощи от правительства, для этого необходимо повышать налоги и/или создавать больше денег, пока старая система не рухнет и все, и государственный и частный сектор, не окажутся в кошмаре третьего мира. Посмотрите на Аргентину, Венесуэлу, Бразилию и – признаем это – большую часть Европы.
Джон Рубино
Источник: goldenfront.ru