“Деньги кончатся, а срам останется”

By admin Dec 13, 2015

Как журналисту на Северном Кавказе сохранить и правдивость, и безопасность

Пятигорск принимает III форум средств массовой информации Северного Кавказа, который прошел под слоганом «Мы – Кавказ, мы – Россия!» Участников, как объявили организаторы, было более семи сотен, все они представляли 150 масс-медиа.

Самая горячая дискуссия развернулась вокруг проблем, давно волнующих весь округ: где граница между пиаром и журналистикой, провокацией и критикой? 

«Идеологическое давление возросло»

«Идеологическое давление на Россию возросло», – сказал на открытии форума полпред Сергей Меликов, оценивая ситуацию в стране. И призвал журналистов объективнее оценивать происходящее. 

В качестве примера он привел название «Исламское государство», которое было навязано мировой повестке дня сторонниками халифата. 

По мнению Меликова, использовать это название абсолютно неприемлемо – оно лишь тиражирует созданный террористами миф.

Еще пример – это акция «СтопЛирика», о которой также много писали в кавказской прессе и блогосфере. После того как журналисты привлекли внимание к этой проблеме, от которой долгое время чиновники отмахивались, Минздрав издал долгожданный приказ об ограничении оборота «аптечных наркотиков». 

Препараты «Лирика», «Залдиар» и «Тропикамид» были внесены в список для предметно-количественного учета.

Каким образом власти намерены улучшать имидж Северного Кавказа, никакого секрета нет – активнее генерировать позитивный (или, как чиновники называли его на форуме, «объективный») контент. 

Заместитель директора ТАСС Константин Паршин рассказал, что сейчас его информагентство реализует проект «ТАСС-Кавказ», задача которого – поднять положительные локальные новости на федеральный уровень.

По словам Паршина, проведенная оценка медийного контента показала, что в локальных СМИ две трети посвящены туризму, спорту, образованию. 

В то время как федеральные издания половину контента, посвященного Северному Кавказу, строят на принципах катастрофизма: это новости о терактах, криминале, коррупции, ДТП.

Появился проект после прошлогоднего форума СМИ. В частности, 16 сентября был запущен информационно-познавательный портал «Это Кавказ», который строится на life story – рассказах о социальной жизни и о простых людях. Ориентирован он на молодежную аудиторию. И политики там нет.

Также, говорит Паршин, наращивается количество собственных корреспондентов агентства в регионах Северного Кавказа; будет создан пул экспертов, появятся «очные» дискуссионные площадки, а в конечном итоге – исследовательский центр ТАСС.

Убийцы журналистов не названы

Напомним, что в канун прошлогоднего форума СМИ произошло страшное событие: большая группа боевиков в центре Грозного в ходе ожесточенных боев сожгла республиканский Дом печати. 

По одной из версий, прорывались они к зданию телевидения, чтобы выйти в эфир. В этом году, по счастью, форум прошел на спокойном фоне.

Впрочем, это спокойствие – кажущееся. Как говорил главный редактор КАВПОЛИТа, член президентского Совета по правам человека Максим Шевченко, до сих пор на Северном Кавказе не расследовано ни одно резонансное убийство журналистов. 

Он перечислил имена погибших: Тимур Куашев и Казбек Геккиев (Кабардино-Балкария), Загир Арухов, Хаджимурат Камалов, Максуд Садиков, Малик Ахмедилов (Дагестан), Наталья Эстемирова (Чечня) и многие другие…

Шевченко напомнил, что еще в прошлом году дагестанский лидер Рамазан Абдулатипов публично обещал завершить расследование всех резонансных убийств журналистов. 

Пожалуй, единственный пример обратного – нынешней весной были осуждены убийцы главного редактора газеты «Согратль» и ответственного секретаря газеты «Истина» Абдулмалика Ахмедилова (застрелен в 2009 году). Но защита утверждает, что вину на обоих осужденных «повесили», а настоящие убийцы не найдены.

Уголовное дело об убийстве Тимура Куашева (как показала экспертиза, он был отравлен уколом в сердце) вообще прекращено. 

Причем отец убитого журналиста, заслуженный следователь Советского Союза, как говорит Максим Шевченко, обнаружил множественные процессуальные нарушения в ходе расследования: не опрошены ключевые свидетели, не сделаны все необходимые экспертизы…

Не было полноценного расследования убийства журналиста ГТРК «Нальчик» Казбека Геккиева (якобы застрелен боевиками, впоследствии убитыми в ходе спецоперации) и главного редактора сайта «Ингушетия.ru» Магомеда Евлоева (якобы его убийцу затем самого убил один из его «кровников»). Фамилии преступников ведь так и не были названы публично!

По словам Шевченко, на недавней встрече членов совета с президентом он предложил несколько шагов, которые могут помочь защитить независимых журналистов. 

Во-первых, внести изменения в Уголовный кодекс, приравняв убийство сотрудника СМИ к убийству государственного и общественного деятеля. 

Во-вторых, изъять уголовные дела об убийствах журналистов из производства республиканских следователей и передать на уровень центрального аппарата Следкома, обеспечив оперативный надзор со стороны ФСБ.

Атмосфера тотального страха

Сопредседатель «Общероссийского народного фронта» Ольга Тимофеева и на круглых столах, и на пленарном заседании говорила о системных проблемах, которые мешают развитию независимой прессы.

Во-первых, это колоссальный финансовый перекос в пользу огосударствленных СМИ. По словам Тимофеевой, недавно она внесла в Госдуму проект закона об уголовной ответственности за нецелевые траты региональных чиновников на самопиар.

Также, говорит депутат, нужно законодательно уравнять доступ к рекламным ресурсам независимых и «бюджетных» изданий: стоимость пиар-публикаций должна быть одинакова и зависеть от актуального тиража, а не от личных предпочтений чиновников.

Во-вторых, отчиталась Тимофеева, по независимым печатным изданиям очень болезненно ударил рост экспедиционных расходов. ОНФ удалось добиться того, что в федеральном бюджете нынешнего года было выделено 300 млн рублей на субсидирование печатной прессы. 

Однако потрачено лишь 120 миллионов, то есть журналисты либо не знают о существовании такого института поддержки, либо знают, но почему-то им не пользуются.

Также, по словам Тимофеевой, ОНФ учредил фонд правовой помощи журналистам. Да и вообще, послушав депутата, можно было сделать вывод, что у нас о независимости прессы государство заботится всячески.

Но затем Тимофеева вернулась на землю, признавшись, что с противодействием местного чиновничества постоянно сталкивается и она сама. 

Мол, пишет официальные депутатские запросы в Генпрокуратуру, а их «спускают» на нижестоящие этажи, где сочиняют нахальные отписки.

Вспомнила она и весенний форум ОНФ, посвященный здравоохранению. Был там лично Владимир Путин, для беседы с которым пригласили рядовых врачей и медсестер.

И ни один не задал президенту вопрос о том, что реально происходит с медициной в их регионах. Боятся.

Не убийств, конечно, и избиений, как журналисты, а увольнений. Долго ли протянем еще в такой атмосфере тотального страха, охватившей всю страну?!

О том, где же граница между критикой и провокацией, между пиаром и информированием, спорили на пленарном заседании форума до хрипоты.

Руководитель экспертного клуба «Эльбрус» Борис Паштов высказал вслух то, о чем, пожалуй, думали все журналисты: мало кто из простых жителей региона представляет, к чему приводит очередная политическая реформа, затрагивающая Северный Кавказ. Взять создание профильного министерства по делам Кавказа: ну занялся ли кто-то популяризацией его работы?!

Поддержал эксперта ингушский блогер Мусса Бекмурзиев: пресс-службы официальных ведомств реагируют на новостные вызовы порой очень медлительно, нужной и актуальной информации у них не допросишься. А этот информационный вакуум и создает простор для провокаторов и манипуляторов.

Где именно стоит их искать, неожиданно «подсказал» глава Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь Баринов, обрушившись с жесткой критикой на дагестанский «Черновик».

Мол, едва ли не антигосударственную позицию занимает издание, популяризуя терроризм и оправдывая турецкую агрессию против Су-24…

Но еще большим удивлением для аудитории стало то, что сами дагестанские журналисты на этот выпад тут же не ответили. Такая атмосфера…

Антон Чаблин

Источник: kavpolit.com

By admin

Related Post

Leave a Reply