Как сообщает РИА «Новости», заместитель председателя Совета Федерации по социальной политике Игорь Чернышев выдвинул на рассмотрение верхней палатой парламента возможность национализации и монополизации производства и продажи спиртных напитков в стране. Целесообразность введения госмонополии он аргументирует тем, что сейчас огромная доля рынка алкогольной продукции находится в руках частных предприятий отрасли, и уследить за добросовестным контролем качества продукции попросту невозможно. В частности, монополизация алкогольной отрасли должна нанести решительный удар в борьбе с контрафактным алкоголем, той же «паленой водкой», которая порой оказывается смертельно ядовитой.
Действительно, проблема распространения некачественного спиртного приобретает общенациональный масштаб. К примеру, только в конце ноября в Красноярске таким алкоголем насмерть отравились два человека, еще 16 человек было госпитализировано. Число пострадавших наверняка больше: вряд ли каждый отравившийся обратился в больницу. Все они в неурочное время купили в одном интернет-магазине алкоголь, и в начале ночи в красноярские больницы массово начали поступать пациенты с тяжелейшим отравлением контрафактным алкоголем.
Разумеется, в итоге полицейские задержали двоих организаторов этого интернет-магазина и изъяли из гаражей, оборудованных под склад, еще 120 ящиков контрафактного алкоголя различных марок, а это 1440 бутылок смертельно ядовитого пойла. Этот инцидент получил громкую огласку, но, к сожалению, такое — далеко не единичный случай.
Правда, обеспечение безопасность наших пьющих сограждан — только одна из целей депутатской инициативы. Чернышев напомнил, что около половины источников дохода Советского Союза были связаны не с нефтью и газом, а с монопольным правом государства, в том числе и на алкоголь. И вернув соответствующую госмонополию, государство существенно повысит доходную часть федерального бюджета.
По поводу целесообразности такого решения правительства высказался депутат Государственной Думы Николай Арефьев.
«СП»: — Что вы думаете по поводу рассматриваемой правительством идеи провести национализацию и монополизацию алкогольной продукции?
— Коммунисты уже 25 лет говорят о том, что нужно вернуть государственную монополию на алкоголь. Только в зависимости от того, что конкретно — производство, или реализацию. Мы говорили о том, чтобы под госмонополию вернуть не только производство алкоголя, но и реализацию тоже. Потому что само производство алкоголя не дает большой прибыли, а вот реализация, где наибольшая наценка осуществляется, это — как раз то, что может принести в бюджет большие доходы.
Для сведения, в Петровские времена 50% доходов бюджета составляли как раз эти алкогольные деньги. В советское время — 20% доходов шло с алкоголя. На сегодняшний день эта статья доходов практически ничего не приносит, потому что она размазывается по множественным производителям и реализаторам этой торговли.
Если национализировать и производство, и реализацию алкогольной продукции, страна может получать около двух триллионов рублей в год дополнительного дохода в бюджет.
«СП»: — Как это повлияет на производителей контрафактного алкоголя?
— Алкоголь в государственных руках сразу отметет необходимость в таком многообразии часто не согласовывающихся и не поспевающих за всеми госорганов, осуществляющих контроль, надзор за всем этим. Это уже будет государственная епархия, где контроль будет осуществляться централизованно и систематично. Я вот работаю в комитете, где эти все алкогольные вопросы решаются. И знаете, в случае успешного перехода контроля над производством алкоголя в руки государства, половина законодательных мер сразу уйдет в небытие.
Сходного мнения придерживается директор Института социоэкономики Московского Финансово-Юридического Университета Александр Бузгалин:
«СП»: — Как вы относитесь к предложению Совета Федерации ввести государственную монополию на алкогольную продукцию?
— В принципе, довольно правильная идея, если ее не превратят в бюрократическую игру, когда новый набор чиновников будет выдавать лицензии или какие-либо другие документы, чтобы вовремя давшие взятку частные фирмы производили тот же самый алкоголь. Вопрос в том, как это будет сделано.
«СП»: — В случае толковой реализации, смогут ли такие меры существенно улучшить экономическую ситуацию в стране?
— Если это будут хорошо организованные государственные производства, в этом случае, да. Но на самом деле, есть проблемы с производством, скажем, качественных вин, и здесь вопрос — где будет проявляться государственная монополия. Если это будет монополия на продажу с определенным акцизом, да, это достаточно резонно. Если же будет полная монополия на производство, то при нынешней реформе государства, боюсь, это будет не слишком удачный вариант — я плохо себе представляю, как пойдет новая волна национализации виноградников и производства вина.
Как говорится, «дьявол кроется в деталях». Здесь очень многое зависит от того, как будет устроен механизм реализации этой государственной монополии. В принципе, мера полезная. Может быть сделано так, что национализация в этой сфере приведет к некоторым дополнительным доходам в бюджет. Но могут её провести и так, что это окажется выгодно ограниченному кругу участников и станет новым полем для коррупции. Надо разбираться, кто, что и как будет делать. В теории хорошо, но как это будет реализовано на практике — остается под вопросом.
Владимир Страхов
Источник: svpressa.ru