Экс-глава компании ЮКОС Михаил Ходорковский уверен, что революция в России неизбежна, а происходящее в стране он расценивает как “полноценный конституционный переворот”.
“Сегодня все вызывает у власти раздражение, вся повестка дня дерьмовая. Резервы кончаются в 2017 году, доллар загнали за 69 рублей. Уровень жизни населения провалился на 20%, привычные места отдыха стали недоступными”, – заявил Ходорковский на пресс-конференции из Лондона, трансляцию которой вела созданная им организация “Открытая Россия”.
“Дальнобойщики – только первая ласточка, – считает он. С Украиной – военный конфликт, тысячи убитых. Мы имеем дело с полноценным конституционным переворотом. Революция в России неизбежна”.
Ходорковский заявил, что видит свою задачу в том, чтобы эта революция была мирной. “Свою задачу я вижу в предоставлении обществу альтернативы, готов стать этой альтернативой”, – добавил он.
Есть ли у России шанс выйти из текущей ситуации без социальных потрясений, о неизбежности которых говорит Михаил Ходорковский?
С этим вопросом Русская служба Би-би-си обратилась к российским экспертам-политологам.
Шеф-редактор сайта Кремль.орг Павел Данилин:
Во-первых, высказывания Михаила Ходорковского больше походили на призыв к революции. Во-вторых, никакой анализ заграничных “сидельцев”, которые в принципе не представляют себе, что происходит здесь, в России, не может считаться адекватным.
Граждане, которые в течение десятилетия находились за решёткой, а потом сразу уехали в Германию, вряд ли могут претендовать на знание особенностей политической, экономической и социальной конъюнктуры в современной России. А Ходорковский именно таковой – о жизни в России он не знает вообще ничего.
Что касается его прогнозов о готовности к социальному взрыву, то они отличаются глубоким дилетантизмом и совершенным незнанием предмета. Если мы вспомним ситуацию, когда тот же Ходорковский был главой “Роспрома”, когда выходили шахтёры к Белому дому, стучали касками и перекрывали дороги, то сейчас этого в принципе нет.
Социальный протест находится на крайне низком уровне, и удовлетворённость жизнью достаточно высокая. Поэтому делать прогнозы подобного рода – это значит выставлять себя на посмешище.
Президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров:
С прискорбием должен сказать, что Ходорковский прав. Ситуация в России, во всяком случае, в том состоянии власти, в котором она сейчас находится, подтверждает его слова. Историки часто пишут, что революция не ходит в одиночку. И в России, и в Англии, и во Франции, и в Мексике революции шли серийно.
То, что власть не в состоянии справиться с очевидными проблемами, которые видны гражданам, то, что власть фактически полностью потеряла контакт с гражданами, то, что она живёт в некоем виртуальном мире, который она создаёт для граждан и который гипнотизирует её саму, создаёт для социальных потрясений достаточно серьёзные предпосылки.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко:
Для того чтобы в стране произошла революция, необходимо несколько условий. Первое – наличие большого количества недовольного населения, второе – серьёзный раскол элиты, третье – наличие внешних интересантов в том, чтобы эта революция произошла.
Сегодня, думаю, у нас имеется третье условие – есть заинтересованные внешние игроки, но в то же время внутриэлитного раскола нет, количество недовольных тоже невелико и это недовольство удаётся канализировать. Поэтому я довольно скептически отношусь к разговорам о неизбежности революции.
Политолог Павел Святенков:
На данный момент есть впечатление, что ситуация стабильная, но это не значит, что в дальнейшем не может произойти дестабилизация социальной обстановки, потому что уровень жизни падает и уже упал очень сильно, правительство полностью бездействует – сегодняшнее выступление Дмитрия Медведева тому порукой.
Когда единственной программой правительства является просто сокращение любых социальных расходов, то есть не развитие экономики, а её бесконечный секвестр в условиях падения цен на нефть, это будет означать, что основная часть населения страны погрузится в бедность, а это, в свою очередь, даёт повод для социальной нестабильности, для больших проблем не только в экономике, но и политической сфере.
Сохранение нынешней экономической модели – лучший гарант того, что слова Ходорковского рано или поздно сбудутся.
Чтобы избежать этого, нужно развивать экономику, надо пользоваться тем, что труд в России подешевел. Но даже дешевеющий труд у нас не является основанием для экономического роста, потому что у нас проблемы с инвестициями, проблемы с кредитами – у нас совершенно людоедские проценты по кредитам, – а это не даёт развиваться бизнесу, не даёт использовать те преимущества, которые возникли на российском рынке в связи с кризисом, резким удешевлением труда, жизни и так далее.
Например, даже туризм в России сейчас оживился только потому, что к нам едут туристы из стран Юго-восточной Азии – из Китая, Кореи. Ездить в Россию стало дешево, те же китайцы приграничные закупаются на Дальнем Востоке.
То есть Ходорковский может оказаться прав. Россия уже сейчас беднее Китая по ВВП на душу населения, как говорят специалисты, при этом китайская экономика растёт, а наша падает.
Политолог Дмитрий Андреев:
Несмотря на то, что цены на нефть опять упали, несмотря на санкции, на сегодняшний день я не вижу экономических оснований для социальных волнений. Понятно, что если они и могут быть, то лишь на волне резкого, обвального ухудшения уровня жизни. Судя по тенденциям, которые мы наблюдаем в российской экономике, сейчас таких перспектив нет.
Если же говорить о тех сроках, которые называл Ходорковский, а именно 2018 год, то здесь прогнозировать сложно. Можно говорить, что санкции не отменят, что российские резервы будут стремительно уменьшаться, на этом фоне неизбежно начнётся инфляция, ухудшится уровень жизни, поэтому как раз к президентским выборам, возможно, накопится заряд социального взрыва, который и произойдёт.
Но можно говорить и прямо противоположное: ситуация в мире становится нестабильной, мы видим, что война в одной локальной точке планеты, в Сирии, существенно поменяла карту мировой политики, что сложилась после Крыма.
Антироссийский альянс трещит по швам, Олланд приезжал в Москву, какого-то единого антироссийского фронта не получается пока.
Мы не знаем, как будет развиваться война в Сирии – может быть, она заставит Запад и Россию ещё больше интегрироваться друг с другом, а в этой ситуации прогнозировать какой-то резкий обвал вряд ли корректно.
Директор Института социальных технологий Владимир Соколов:
Вне всякого сомнения, Ходорковский драматизирует события.
Революция – вообще дело страшное, хотя для России в какой-то степени привычное. Но история показывает, что в России революции проходят несколько по другим сценариям, чем в иных странах мира.
Эксперты согласны с тем, что экономическая ситуация в России сложная, но напоминают, что бывали и более тяжёлые времена
Общественные волнения в Европе происходят, прежде всего, по экономическим причинам. У нас же история и России, и Советского Союза приучила людей переносить экономические тяготы, затаившись внутри, но не выплёскивая их наружу. Необходимо очень уж резкое, катастрофическое падение жизненного уровня, чтобы вывести народ на улицы, на демонстрации, забастовки и уж тем более на революцию.
Другое дело, что рост такого фактора, как понимание несправедливости в обществе, для России очень, очень важен. В российской истории многие причины общественных волнений были связаны с ощущением несправедливости – сейчас мы называем это коррупцией, тогда можно было говорить о захвате элитой всего и вся, начиная от восхождения на трон Екатерины II и Павла I, что воспринималось как потеря суверенитета России в пользу Пруссии, и так далее.
Как показывают современные исследования, до 70% населения считают, что наша внутренняя политика во многом несправедливо распределяет общественные блага, несправедливо относится к людям разных социальных категорий. Это весьма тревожно. Но в то же время это может привести только к “болотным” выступлениям, каким-то акциям общественного протеста.
До революции ещё очень далеко, потому что нужно совпадение всех факторов – и катастрофическое экономическое снижение, и возникновение ситуации, когда власть теряет всякие контакты с обществом и даже в определённой степени противостоит обществу, – сейчас этого не наблюдается.
Ведь нынешний рейтинг Путина – реальный, не придуманный социологами. Он опирается прежде всего на такую важнейшую составляющую российского общества, российского человека, как понятие возрождения России как великой, могущественной державы. Это было характерно и в имперской России, и в советской. Вот если мы это потеряем, то тогда будут уже достаточно серьёзные основания для ожидания достаточно серьёзных волнений.
Но пока этого не предвидится.
Источник: bbc.com