Почем “навязанные ценности”

Почем “навязанные ценности”

Турция — самое популярное в России зарубежное направление в летний сезон — потеряна для российских туроператоров. В год Турцию посещают от 3 до 3,8 миллиона россиян. Крупнейшие турфирмы с турецким капиталом могут вскоре уйти с российского рынка, забрав вместе с собой дешевые чартеры, и тогда все зарубежные путевки ощутимо подорожают.

«Ростуризм будет отслеживать информацию о таких продажах (путевок в Турцию. — «Новая») и принимать меры, чтобы этих продаж не было», — в случае нарушения глава Ростуризма Олег Сафонов пригрозил туроператорам санкциями. Из-за закрытия направления суммарная выручка российских турфирм в следующем году упадет вдвое, заявил в интервью ТАСС соучредитель Tez Tour Александр Буртин.

Сафонов не только взял туристический рынок на ручное управление, но попутно делает скандальные политические заявления. В интервью «Российской газете» глава Ростуризма заметил, что «необходимость пляжа и моря — это во многом навязанный стереотип последних лет, который мы уже воспринимаем как собственное мнение. Наши предки, даже обеспеченные, не ездили массово на заграничные моря». Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального немедленно ознакомился с имущественной декларацией чиновника и нашел в ней виллу на Сейшельских островах.

Вращайте ваши глобусы

На бюджетном турецком направлении лидировали крупнейшие российские туроператоры с турецким капиталом — Pegas Touristik, Anex Tour, Coral Travel и Brisco, говорит исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. У Brisco туры в Египет и Грецию составляли 90% всех продаж, уточняет Юлия Полесовая, директор по продажам и маркетингу: «В настоящий момент у нас нет альтернативных направлений, мы анализируем рынок и подбираем новые направления, которые были бы интересны и доступны туристам». Новые программы компания обещает представить к началу 2016 года.

На момент запрета продажи путевок в Турцию там находились 10 тысяч российских туристов. По сравнению с Египтом, откуда пришлось вывозить больше 80 тысяч россиян после запретов на полеты в страну, цифра незначительная, но и она непривычно большая для ноября. В Турции сейчас не сезон, однако многие туроператоры предлагали клиентам заменить сорвавшиеся египетские туры на поездки в Турцию.

«Летние программы возобновляются в апреле», — объясняет Анна Подгорная, гендиректор турфирмы Pegas Touristik. Продавать туры на майские праздники и лето уже нельзя из-за санкций. Правда, добавляет Подгорная, россияне все равно уже год как почти не покупают туров заранее: «Сейчас акция раннего бронирования все равно не срабатывает по причине скачков курса и роста валют, снижения платежеспособности населения. С прошлого года люди бронируют туры с сегодня на завтра».

Пока же туроператоры спешно придумывают замены для клиентов. Турфирма TUI только что запустила новое направление — Индию, и предлагает лететь туда уже на Новый год. «Нет! Мы не продаем Турцию!» — сообщает веселенькое всплывающее окно на сайте «Натали Турс»: у этой компании Турция составляла около 10% продаж, а вот Египет — все 50%. Как альтернативу Египту они предлагают Индонезию, Испанию, Таиланд, Грецию, но прежде всего — Арабские Эмираты. «Мы сейчас налаживаем чартер с «Королевскими иорданскими авиалиниями» в курортную зону Акоба на Красном море. Там впервые для наших туристов появится отдых в формате «Все включено». Другой естественной альтернативой Египту были бы Эмираты, если бы не дороговизна», — говорит генеральный директор компании SpaceTravel Артур Мурадян.

«Средняя цена путевки в Египет — около 500 долларов с перелетом, — считает Владимир Воробьев, президент «Натали Турс». — Это 30—35 тысяч рублей. От 55 до 65 тысяч стартуют ценники на ОАЭ». Перспективные направления — еще Индия и Шри-Ланка, считает Воробьев: «Из России в Шри-Ланку нет прямых рейсов, и туда не летают чартеры, поэтому важнейшая задача — оптимизировать стоимость авиарейсов». — «Турция летом не была такой уж дешевой, — добавляет Анна Подгорная из Pegas Touristik. — Заменить оба курорта сложно, но можно: летом есть еще и Крым, Краснодарский край. Потом — Вьетнам, Таиланд, Индонезия, Израиль, Иордания. В меньшей степени — Мексика, Куба, Доминикана».

Крым почти не виден

Артур Мурадян скептически смотрит на возможность заменить выездной туризм внутренним: «У российских отельеров с транспортной инфраструктурой, с приемом гостей — просто беда.

Что касается Крыма, то отельная база там ничтожна, а с точки зрения людей, которые привыкли отдыхать в пятизвездочных отелях, Крыма просто не существует.

Те, у кого есть загранпаспорта и кто ездил за границу, будут продолжать летать, выбирая другие страны».

Пока ситуация на рынке не катастрофическая, считает Майя Ломидзе. «Вы знаете, за последние два года рынок обрел такую гибкость и маневренность! — говорит она. — Да, мы ждем дальнейшего сокращения рынка за счет маленьких и средних компаний. В марте было заметно сокращение на 50% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. А в течение года — еще минус 20%. Да, рынок переживает тяжелый период: кризис, доход людей в рублях падает, цены при этом растут, причем на внутреннем рынке тоже. Люди ездят меньше, дешевле, реже. Уход двух массовых направлений на неопределенный период, конечно, влияет на доходность. Но все это в сочетании пока не фатально».

Демпинг и передел

Тем не менее неустойчивость на рынке пугает туроператоров. За последние два года разорилось несколько крупных компаний: в 2014 году — «Нева», «Роза ветров Мир», «Экспо-тур», «Лабиринт», «Интаэр», в 2015-м — «Сансет Тур» и «Солвекс-Турне». Не исключено, что цепочка банкротств продолжится. Ситуация осложняется внутренними войнами между туроператорами. В ноябре руководство компании «Натали Турс» написало письмо турагентам, призывая «приостановить сотрудничество» с Anex Tour, Sunmar Tour и Coral Travel, и попросила о внеочередном собрании членов Ассоциации туроператоров России.

«Натали Турс» обвиняет их в демпинге:

«Сейчас беспрецедентная ситуация на рынке. Основные направления уходят, туроператоры теряют огромные деньги. По-хорошему, надо скооперироваться, договориться и выстоять. Но, в дополнение к проблемам, на рынке развернулся беспрецедентный демпинг. В нынешней ситуации это вредительством попахивает».

Воробьев рассказывает, что некоторые туры этих компаний стоят дешевле, чем авиабилет.

Интересно, что эти три компании имеют турецкое происхождение. «Мне все равно, кто там в капитале — Турция, Германия, Таджикистан, — говорит Воробьев, — но они начинают передел рынка с помощью демпинговых войн». Он опасается, что рухнуть может вся отрасль: «Если кто-то понижает цены, в эту войну вступят остальные и тоже будут терять деньги. Если завтра такие же цены на рынок дадут другие туроператоры, какое-то их количество до Нового года недотянет. А если не дадут, у них будут летать пустые рейсы. И они тоже недотянут — уже по этой причине».

Майя Ломидзе из АТОР воспринимает ситуацию спокойнее, считая ее обычной конкуренцией на рынке: «Маркетинговый демпинг — это когда больше 50% предложений торгуется по цене ниже рыночных. Не знаю, что скажет Anex Tour, но Coral и Sunmar показали, что у них есть такие низкие цены, но это мизерная часть их продукта. Во-вторых, проверками должны заниматься специально обученные люди — в данном случае это ФАС. Никаких обращений в ФАС не было».

Coral Travel возражает: «Из 200 программ в письме упомянуто только одно наше направление, Москва—Дубай. Приведенный «Натали Турс» пример не является показательным. Это один, выбранный из тысячи наших предложений тур. Известно, что гибкая ценовая политика как маркетинговый инструмент используется авиакомпаниями, отельерами и операторами, в том числе и «Натали Турс», — пишут они в разосланном турагентствам письме.

Операторы, которые создавались турками, «Пегас Туристик», «Анекс Тур» и «Коралл Трэвел», могут вообще уйти с российского рынка, считает Артур Мурадян. Они имели льготные условия для бизнеса в Турции: турецкое правительство субсидировало их, выдавало займы по льготным ставкам. Кроме того, только эти компании имеют собственных чартерных перевозчиков: у «Пегаса» — «Nordwind» и «Pegasus Airlines», у Anex Tour — «Azur Air», у Coral Travel– «I FLY». Если все они прекратят работу, туристический рынок в России ждет большой передел, а путевки ощутимо подорожают.

Что будет с ценами

 «На разные направления цены вырастут от 25 до 50%, — говорит Мурадян. — Пример — Вьетнам. Регулярные рейсы туда есть только из Москвы, это либо «Вьетнамские авиалинии», либо «Аэрофлот». У «Аэрофлота» билет в Ханой стоит 25—30 тысяч, и от Ханоя еще придется добираться в курортную зону. А у «Анекс Тур», например, сейчас можно купить тур за 30 тысяч, причем привезут сразу в курортную зону. Это дальнемагистральное направление, туда не так легко поставить чартер, и авиапарк дальнемагистральных машин — это «Боинги»-757, 767 — есть только у «Пегаса» и «Коралла». Если эти операторы уйдут, остальным придется либо ставить свои чартеры, или подстраиваться под регулярные перевозки.

«Аэрофлот», думаю, с удовольствием поставит чартер — и залупит за него цену выше, чем на регулярных рейсах».

Впрочем, Майя Ломидзе из АТОР не считает, что крупнейшие туроператоры, в том числе те, которые обвиняет в демпинге «Натали Турс», вскоре покинут Россию: им выгоднее остаться в ней и работать по остальным направлениям, пусть и без Египта и Турции. «Такие компании, как Anex Tour, Sunmar Tour и Coral Travel, — основополагающие, они формируют более 80% выездного потока. А уход маленьких и средних фирм, который происходит сейчас, только укрепляет крупные».

Оптимисты же вообще начинают рассуждать о том, что действия Ростуризма и возможное разорение российских турфирм приведут лишь к тому, что российские туристы научатся быть более самостоятельными. Искать горящие авиабилеты на зарубежных сайтах, выезжать в любые страны самостоятельно, с пересадкой в Израиле или Белоруссии, бронировать жилье через сервисы вроде Airbnb и Booking.com. «Навязанный стереотип» пляжа и моря оказывается сильнее политики — вопрос только в том, хватит ли у российских туристов денег, чтобы вернуться на привычные курорты.

В Греции есть все

«Альтернативой временно утраченным египетским и турецким курортам вполне могут стать греческие, – говорит генеральный секретарь Греции по туризму Димитриос Трифонопоулос. – Сегодня туризм составляет более двадцати процентов бюджета Греции и мы планируем увеличивать эту цифру. Сегодня Греция  входит в пятерку самых популярных и экономичных направлений, но сейчас, в сложившейся политической ситуации, Греция вполне может выйти на лидирующие позиции».

Большинство российских туристов посещают  Грецию летом – пляжный отдых по-прежнему самый востребованный. Сейчас ведутся интенсивные работы по превращению Греции в круглогодичный центр туризма – это раскопки и реставрация исторических памятников (история Греции – благодатная почва), это винные и гастрономические туры по регионам, это православные поездки по святым местам – Греция разнообразна и готова принять большой поток туристов, в том числе из России, – говорят в министерстве по туризму.

2016 года станет перекрестным годом России и Греции, в обеих странах пройдут культурные мероприятия – спектакли, концерты и выставки, призванные активизировать отношения между странами. Начнется год гастролями театра МХТ и спектаклем «Братья Карамазовы» в постановке Константина Богомолова на сцене центра Онассиса в Афинах. В течение года в Греции побывают труппы Большого театра, часть экспозиции Эрмитажа и Пушкинского музея, в Москве в свою очередь будет представлена коллекция византийского музея, музея современного искусства и других.

«В этом году мы должны устранить преграды между Россией  и Грецией в результате событий на Украине и последовавших за этим санкций, – рассказал “Новой” секретарь по внешнеэкономическим отношениям Министерства иностранных дел Георгис Ципрас. – Как вы знаете, Греция была против введения санкций. Но мы должны выполнять свои европейские обязательства. И надеемся, что в будущем году режим санкций будет ослаблен или отменен – это пойдет на пользу обеим странам».

Еще один важный момент в развитии туризма Греции и России – визовый режим. Греческая сторона опровергает слухи о возможном исключении Греции из Шенгенского соглашения – несмотря на определенные трудности, Греция остается в составе ЕС, речь же о выходе из Шенгена, по словам официального представителя правительства страны Ольги Геровасили, никогда не шла. «То есть визы с Россией будут, но мы постараемся что-то придумать и облегчить режим и процедуру получения виз», – заверил Георгис Ципрас.  

Анна Байдакова, Наталия Зотова

Источник: novayagazeta.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий