Зачем российские власти решили взять под контроль Telegram и WhatsApp
Роскомнадзор по инициативе Кремля разработал законопроект, предусматривающий регулирование работы мессенджеров. Об этом в среду, 9 декабря, сообщила газета «Ведомости». Предполагается обязать мессенджеры работать только по договору с операторами связи и Роскомнадзором. Иначе сервис будет блокироваться на территории России. Новость уже прокомментировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков и депутаты Госдумы. Впрочем, никто пока не может четко объяснить, к чему приведет подобная инициатива.
Переписка под контролем
Авторы законопроекта предлагают дополнить существующие законы «Об информации…» и «О связи», введя в них новое понятие — «информационно-коммуникационные сервисы». Под этим понимаются «услуги передачи текстовых, голосовых и графических сообщений, технологически неразрывно связанные с услугами связи, оказываемыми третьими лицами на сетях передачи данных операторов связи». Помимо мобильных мессенджеров, под это определение подпадают социальные сети и прочие приложения с чатами.
Все подобные сервисы именуются «организаторами распространения информации», самостоятельно обеспечивающими «прием и передачу сообщений в сетях операторов». Их разработчиков обязуют заключать специальный договор с операторами связи перед началом работы в России и уведомлять о своей деятельности Роскомнадзор. При этом центральными пунктами соглашений с операторами станут требования идентифицировать пользователей сервисов, а также ограничивать рассылку незаконной информации и спама. В случае нарушения закона трафик сервиса может быть заблокирован на всей территории России.
Глава комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин считает, что вопрос контроля за мессенджерами сегодня крайне актуален. Однако он поспешил заверить, что в настоящее время депутаты не планируют ограничивать их деятельность в России. По словам Левина, любой законопроект в области связи, в том числе и касательно мессенджеров, должен «учитывать права граждан пользоваться комфортными для них сервисами и снижать издержки на связь любыми не создающими проблемы другим гражданам способами». В то же время «совершенно естественно желание ограничить спам в мессенджерах», но «конкретные решения о форме этого ограничения могут быть различными по технике и требуют детального обсуждения». Левин также подчеркнул, что по вопросам идентификации пользователей сервисов обмена сообщениями и доступа к их личной информации необходимо проанализировать уже существующее законодательство и «оценить объективную необходимость внесения дополнений специально по мессенджерам».
Сообщения о намерении ограничить работу мессенджеров в стране опроверг и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. По его словам, проработка данной темы ведется, но правительство не принимает в ней участия, и об ограничениях речь пока не заходила.
Спам и террористы
Российские власти не в первый раз поднимают проблему контроля за пользователями мессенджеров и пересылаемой ими информацией. В середине октября 2015 года состоялось заседание рабочей группы по проблеме спама под руководством сенатора Людмилы Боковой. Представители Минкомсвязи, Минэкономразвития, Роскомнадзора, ФАС и ведущих операторов связи тогда подписали резолюцию о разработке законодательства по борьбе со спамом в мессенджерах, которыми, по их подсчетам, пользуются 22 миллиона россиян. Кроме того, участники встречи предложили обязать владельцев мессенджеров идентифицировать своих пользователей, поскольку подобные сервисы могут использоваться для несанкционированных агитационных мероприятий в «дни тишины» перед выборами. Глава комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации Александр Шепилов отметил, что оптимальным вариантом может стать идентификация пользователей по их номеру телефона, однако этот вопрос еще предстоит обсудить с руководством сервисов.
Дополнительным стимулом к разработке регулирующего деятельность мессенджеров законодательства стали недавние теракты в Париже. Как уже писала «Лента.ру», сервисы мгновенного обмена сообщениями активно используются членами запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство».
Особой популярностью у них пользуется мессенджер Павла Дурова Telegram, чей протокол шифрования MTProto гарантировал безопасность переписки, а публичные и групповые чаты позволяли распространять агитационные материалы.
Первый замглавы конституционного комитета Госдумы Александр Агеев в связи с этим попросил руководителя ФСБ Александра Бортникова рассмотреть возможность блокировки Telegram в России, но глава Минкомсвязи Николай Никифоров счел это неразумным. «Блокировка мессенджеров не даст ничего в борьбе с терроризмом: преступники просто перейдут на другие технологии», — объяснил министр.
Сама администрация Telegram после обвинений в пособничестве терроризму начала блокировать связанные с ИГ аккаунты и публичные чаты.
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости Закон и реалии
Предложенные в законопроекте меры крайне нелегко воплотить в жизнь, а их эффективность сомнительна, сообщил «Ленте.ру» ведущий аналитик РАЭК Карен Казарян.
По его словам, трафик большинства мессенджеров, таких как WhatsApp, Telegram, Viber и Signal подвергается шифрованию, так что отследить и проконтролировать потоки данных крайне непросто. Многие сервисы и вовсе имеют опцию P2P, позволяющую пользователям отправлять сообщения друг другу напрямую без центрального сервера, что практически исключает перехват.
«В результате операторы понесут огромные расходы на установку не всегда эффективного, но необходимого для блокировки оборудования и получат массу недовольных блокировками пользователей, что приведет к оттоку их аудитории», — отмечает эксперт.
Кроме того, большинство компаний-разработчиков мессенджеров зарегистрированы не в России, так что их просто невозможно обязать соблюдать нормы отечественного законодательства. «Telegram официально зарегистрирован в Германии, Viber — в Люксембурге, а WhatsApp и Skype — в США. Они никогда не согласятся на раскрытие личности своих пользователей или их переписки, ведь это серьезно ударит по репутации самих сервисов», — подчеркнул Казарян.
Однако российские власти могут пойти другим путем и обязать компании предоставлять надзорным органам ключ от шифрования мессенджеров или так называемый бэкдор. В октябре директор ФБР Джеймса Коми выступил перед комитетом Сената США по вопросам национальной безопасности и заверил политиков, что ведомство планирует сотрудничать с разработчиками шифрованных сервисов, хотя последние уже отправили президенту Бараку Обаме открытое письмо с критикой подобной инициативы. «Но если в США примут соответствующий закон, то и у российских властей появится право потребовать раскрытия алгоритмов шифрования», — подытожил эксперт.
Дмитрий Саркисов
Источник: lenta.ru