Однако пресловутые «десталинизация» и «десоветизация» потихоньку делают свое дело
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в своем очередном исследовании об отношении россиян к «лихим 90-м» не произвел никакой сенсации.
Вернее, почти не произвел.
Потому что цифра в 53%, а именно такая доля респондентов высказалась об указанной эпохе отрицательно, – это, конечно, большинство. Но уже не подавляющее.
При этом лишь для чуть более, чем трети из числа давших отрицательный ответ, ельцинский период в истории России трагичен как фактор распада великой империи. Первое место в перечне негативных оценок занимает фактор криминала.
В то же время едва ли не каждый пятый опрошенный (18%) оценил этот период позитивно. Правда, с конкретизацией случилась заминка. 60% оптимистов не смогли точно рассказать социологам, чем же именно им оказались милы 90-е.
Каждый десятый указал на то, что было покончено с дефицитом товаров, столько же сослались на «свободу». Наступление «демократии» выделили лишь 7%, а 4% и 3% соответственно особо выделили «безграничные возможности» и «открытость».
Судя пол всему, пресловутые «десталинизация» и «десоветизация», продвигаемые ныне скорее фоном, несколько стыдливо, но при этом вполне уверенно, все же дали свои плоды. Нельзя обойти вниманием, конечно, и то обстоятельство, что едва ли не одновременно с опросом информационное поле пресыщалось новостями вокруг открытия в Екатеринбурге «Ельцин-центра».
На мероприятии этом выступали первые лица страны и говорили слова о самом Борисе Николаевиче и времени, которое он творил, слова предельно выдержанные. И дело даже не в том, что такой информационный фон мог как-то качественно скорректировать социологическую картину по исследуемому вопросу. Просто в условиях торжествующей неопределенности власть предержащих к этому периоду, иного ожидать и не предполагалось.
В беседе с обозревателем KM.RU политолог и публицист Анатолий Вассерман заметил, что не удивлен достаточно приличным процентом тех опрошенных, кто ностальгирует по 90-м:
– Дело в том, что позитивные высказывания о том или ином историческом периоде жизни страны еще не означают автоматического и безусловного желания его повторения.
Я, например, очень позитивно высказываюсь о своем собственном детстве, но если бы мне кто-то вдруг предложил вновь в него вернуться, я бы это предложение отверг решительно и, если бы понадобилось, даже врукопашную.
Думаю, что и те, кто сейчас хорошо отзываются о 90-х годах, вовсе не лукавят. Они действительно имеют достаточные личные основания для позитивных воспоминаний об этом периоде, но значит ли это, что они всерьез готовы вернуться в то лихолетье, пусть и пришедшееся на время, когда они были моложе и счастливее.
Потому я бы совершенно спокойно относился бы к результатам этого опроса. Ничего удивительного или, тем более возмутительного, я в его результатах не нахожу. Могу лишь сказать, что вообще достаточно редко времена бывают настолько кошмарными, чтобы потом было бы вообще нечего хорошего из них вспомнить.
Вот и я, оглядываясь на свои 90-е, вспоминаю, что для меня этот тяжелый для моей страны период ознаменовался тем, что я переехал на постоянную работу в Москву. Безусловно, это событие стало для меня радостным.
Но, как и сейчас, так и тогда я не мог предвидеть будущее. И если бы тогда мне было бы предложено еще несколько лет пересидеть в Одессе взамен на то, чтобы с моей страной не произошло то, что произошло, я бы на это согласился, даже не раздумывая.
Виктор Мартынюк
Источник: km.ru