Близится срок возврата “долга Януковича”, но Киев и Москва не достигли компромисса. Тем временем МВФ изменил свою политику кредитования, чтобы продолжать финансирование Украины.
Исполнительный комитет Международного валютного фонда (МВФ) в понедельник, 8 декабря, решил снять запрет на кредитование стран с просроченной суверенной задолженностью. Этот шаг МВФ связывает с ситуацией, сложившейся вокруг долга Украины России в форме евробондов, срок возврата которого истекает 20 декабря. Теперь же Международный валютный фонд сможет продолжить сотрудничество с Украиной независимо от того, как будет развиваться ситуация вокруг так называемого “долга Януковича” (3 млрд долларов, выданные Россией в качестве кредита правительству Виктора Януковича. – Ред.).
На заседании исполнительного комитета МВФ Россия голосовала против изменения политики кредитования стран, имеющих задолженность перед официальными кредиторами. Министр финансов РФ Антон Силуанов считает это решение поспешным и предвзятым. “Его приняли исключительно во вред России и для легализации возможности Украины не платить по своим долгам”, – заявил он журналистам в Москве.
Не только Украина
Шведский экономист Андерс Ослунд так не считает. Общаясь с DW, он напомнил, что изменение политики кредитования в МВФ инициировали еще в 2013 году и что тогда речь шла о возможности финансирования африканских государств, которые не обслуживали свои долги перед Китаем. Новые правила должны были вступить в силу весной 2016 года, но ситуация с украинским долгом вынудила фонд ускорить этот процесс, отметил эксперт.
Ослунд уверен, что именно подготовка к изменению политики кредитования МВФ побудила российского президента Владимира Путина 16 ноября на встрече G20 в Турции предложить перенести платежи на 2016-2018 годы: по этому плану, Украина должна была бы выплачивать по 1 млрд долларов каждый год, но под гарантии США, Европейского Союза или одного из международных финансовых институтов.
Российский план был представлен не Украине, а напрямую Западу. Но правительство в Киеве и не могло принять это предложение, поскольку оно противоречило соглашению с частными кредиторами о реструктуризации государственного долга.
Коммерческий или официальный?
Камнем преткновения в этом споре является статус украинского долга. В августе правительство Украины и частные кредиторы договорились о списании 20 процентов и отсрочке начала погашения долгов на четыре года. Тогда Киев предложил и России эти же условия.
Представители РФ, однако, несколько раз давали понять, что не готовы с ними согласиться, так как считают 3 млрд долларов в форме евробондов официальным долгом Украины. Вместе с тем украинское правительство настаивает на том, что этот кредит является коммерческим и не отличается от других кредитов, о реструктуризации которых Украине уже удалось договориться в августе.
Эксперт Немецкой консультационной группы на Украине Роберт Кирхнер (Robert Kirchner) полагает, что эти евробонды имеют черты как коммерческого инструмента, так и суверенного долга. Почему же его характер до сих пор четко не определили? “Украина обслуживала долг, каждые полгода платила проценты, так что необходимости обсуждать характер этого инструмента не было. Теперь же, когда приближается срок возврата долга, МВФ должен решить, что делать дальше”, – говорит Кирхнер.
В свою очередь МВФ оказался в сложной ситуации: он не хочет вступать в юридическую коллизию с одним из своих членов (РФ), поэтому подталкивает Украину и Россию к переговорам в духе доброй воли.
“Со стороны Украины такое намерение есть, а со стороны РФ – пока нет. Ноябрьское предложение Путина является шуткой с экономической и финансовой точки зрения”, – объясняет руководитель аналитического подразделения группы “Инвестиционный капитал Украины” Александр Вальчишен. По его мнению, судьба этого долга должна быть решена в Парижском клубе кредиторов.
Шансы в суде
5 декабря министерство финансов РФ сообщило, что администрация США официально отказалась предоставить гарантии уплаты украинского долга, поэтому Россия подаст на Украину в суд, если та 20 декабря не исполнит в полном объеме свои обязательства по еврооблигациям. Это намерение подтвердил и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в интервью российским телеканалам.
Роберт Кирхнер напоминает, что бонды были выпущены в соответствии с британским правом, поэтому если Россия решит подать на Украину в суд, то дело будет рассматриваться в британском суде. “Это будет означать, что судья постарается собрать всю возможную информацию об этой трансакции. Возможно, будут рассмотрены и все политические вопросы, которые возникли между Украиной и Россией. Я не знаю, пойдет ли Россия этим путем. В любом случае дело будет рассматриваться долго”, – уверен немецкий эксперт.
Андерс Ослунд считает, что Украина не будет и не должна платить России 3 млрд долларов 20 декабря. “Россия может поднять этот вопрос в каком-то международном арбитражном суде, но у России и Украины есть много вопросов, которые необходимо решить в суде. Например, военные репарации, которые Россия должна выплатить Украине”, – считает он. А вот экономист киевского Международного центра политических исследований Александр Желудь не исключает российской победы в суде, но замечает, что все будет зависеть от постановки вопросов. “Например, если Россия будет требовать для себя каких-то особенных условий, тут есть вопрос, потому что облигации были выпущены точно так же, как и другие частные облигации украинского государственного долга”, – объясняет эксперт.
Исполнительный директор Центра социально-экономических исследований CASE Украина Дмитрий Боярчук уверен, что никаких шансов выиграть суд у России нет: “Я думаю, максимум, что россиянам позволят, это обменять бонды на новые на тех же условиях, что и все другие частные кредиторы”. Фактически это соответствует предложению, которое Украина уже делала России. Какой путь – компромисса или конфронтации – выберет Москва, станет ясно уже в ближайшее время.
Источник: dw.com