То, что российский авторынок в конце 2015 года ждут непростые времена, было понятно уже пару месяцев назад. Мне уже приходилось делать соответствующий прогноз . И все-таки действительность, что перестает быть редкостью в последнее время, увы, превзошла ожидания.
Итак, продажи новых легковых авто в России в ноябре 2015 года рухнули по сравнению с ноябрем 2014 на 42,7% (по информации Ассоциации Европейского Бизнеса). И это — худший месячный показатель заканчивающегося 2015 года. Предыдущий антирекорд был в марте — минус 42,5%. А ведь сколько раз уже успели за последние месяцы пройти дно и пик экономического кризиса…
Декабрь? — Декабрь будет еще хуже. На фоне декабря прошлого года, когда люди сметали машины из автосалонов в надежде хоть таким образом сохранить стремительно обесценивающийся рубль, продажи этого года будут совсем плохие. И новая волна обесценения рубля здесь продажам не сильно поможет. Во-первых, потому что обесценение это будет не такое резкое, каким оно было год назад. Во-вторых, денег таких у людей уже нет. Что могли потратить — уже потратили.
В условиях, когда падают продажи автомобилей, трудно рассчитывать на рост их производства. На склад, что ли, работать?
Кстати, по поводу склада. Всем известный официальный прогноз роста ВВП на 0,7% в 2016 году, знаете, на чем основывается? Право, это же интересно, ведь должно же быть какое-то объяснение. Тем более, что, как было справедливо отмечено в последнем президентском Послании, нам ещё достаточно долго придётся жить и с низкими ценами на нефть, и с санкциями.
За счет чего тогда расти будем? В последних прогнозных правительственных документах все попытки найти эти причины разворота к обещаемому экономическому росту увенчались такой запоминающейся «находкой»: рост с 2016 года начнется, оказывается, с прироста запасов.
Понимаю, что это требует дополнительных пояснений. В общем, правительственная логика такая: за кризисный 2015 год складские запасы у предприятий истощились, а с 2016 года начинается их пополнение — вот производство и вырастет… Честно говоря, даже и не знаю, как это комментировать. Возникает один вопрос: а с чего вы взяли, что начнется пополнение этих запасов?
Ну что же, тогда давайте посмотрим, как начинается это самое пополнение запасов на примере автоиндустрии. С середины ноября 2015 года до 15 января 2016 года были уже остановлены конвейеры «Форд Соллерс» (Ford Sollers) во Всеволожске (собирает Ford Focus и Ford Mondeo) и в Набережных Челнах (Ford Fiesta и Ford EcoSport). С 15 декабря 2015 года будет остановлен завод Форд Соллерс в Елабуге (Ford Kuga, Ford Explorer, Ford Transit) .
В ноябре приостанавливалось сборочное производство Volkswagen в Нижнем Новгороде. Точно так же Автоваз приостанавливал минувшее осенью производство Лада Приора. Кстати, по Автовазу приходит пока противоречивая информация и о будущих приостановках производства. General Motors (GM), как известно, еще весной 2015 года заявил о консервации своего завода в Санкт-Петербурге (Chevrolet, Opel).
Не удивительно, что новые проекты также не развиваются. Так, еще в мае 2015 года «BMW» объявило о решении отложить строительство нового завода в Калининграде.
Ну, так что там у нас с экономическим ростом на основе роста запасов?
Игорь Николаев
Источник: echo.msk.ru