“Авторитет” Сергей Яковлев по кличке Фандора — один из основных фигурантов двух громких дел (об убийстве вице-губернатора Санкт-Петербурга Михаила Маневича и телеведущего Владислава Листьева) – умер при странных обстоятельствах: он по чужим документам лег в одну из столичных больниц, а на следующее утро врачи обнаружили его мертвым. Об этом случайно узнали оперативники МВД РФ. С собой в могилу Фандора унес тайны не только этих преступлений, но и множества других, к которым он мог иметь отношение.
Как рассказал “Росбалту” источник в правоохранительных органах, “старый знакомый” оперативников Сергей Яковлев вновь попал в поле их зрения в 2013 году, когда был арестован “вор в законе” Артем Аракелян (Артем Липецкий). “Законника” обвинили в похищении и убийстве в Подмосковье криминального “авторитета” Александра Аббасова (Саша Аббас), однако его проверяли и на причастность к другим преступлениям. Сыщики, в частности, заподозрили, что именно Аракелян “заказал” похищение в Тамбовской области бизнесмена, у которого вымогали крупную сумму денег. По оперативным данным, на месте всю необходимую работу по захвату заложника выполнял давний приятель Артема Липецкого “авторитет” Сергей Яковлев.
Однако ни в 2013 году, ни потом найти Фандору так и не удалось. Он как “в воду канул”. Аракеляну так и оставили обвинения только в убийстве Аббасова, сейчас он знакомится с материалами дела. Тем временем оперативная работа по другим эпизодам, в том числе по похищению коммерсанта в Тамбовской области, продолжалась. Особое внимание уделялось поискам Фандоры, которого, в случае задержания, можно было расспросить и об обстоятельствах целого ряда “громких” убийств. Однако недавно оперативники узнали, что Яковлева они могут больше не искать.
Оказалось, что Фандора по документам на чужую фамилию лег в одну из больниц, расположенных на Каширском шоссе в Москве. На следующее утро врачи обнаружили его в палате мертвым. Официально было признано, что “авторитет” скончался от сердечного приступа. Но у сыщиков есть серьезные сомнения в том, что Яковлев ушел из жизни без чей-либо помощи. Уж слишком много он знал.
Сергей Яковлев долгое время был участником самой профессиональной банды киллеров. В нее также входили выпускник алма-атинского общевойскового училища Андрей Челышев по кличке Фергана; его племянник Сергей Челышев; профессиональный диверсант -“морской котик” Сергей Василисин по кличке Малыш; Анатолий Волков по кличке Хан — человек, тесно связанный со спецслужбами, прекрасно владеющий оружием; его родной брат Юрий Волков, бывший начальник физической подготовки Западной группы войск; трижды судимые авторитеты Олег Дрожжин, Сергей Попов (Поп) и Алексей Терещенко (Терех), обладавшие обширными связями в криминальном мире Санкт-Петербурга, Тамбовской, Липецкой областей; гангстер Сергей Яковлев (Фандора), который имел хорошие отношения как с рядом “воров в законе”, так и с некоторыми региональными милицейскими начальниками; уроженец Киргизии Николай Смирнов.
Сколько всего жертв на счету этой группы киллеров, не берется сказать никто из оперативников. Она действовала не только в России, но и в Средней Азии, на Украине и в других странах. К услугам банды прибегали “воры в законе”, “авторитеты”, наркобароны и даже представители спецслужб. При этом все собеседники отмечают крайне высокий уровень профессионализма киллеров. Фактически это была хорошо обученная диверсионная группа, которая действовала не в тылу врага, а на своей территории.
Задержать большинство членов банды удалось в 1998 году в рамках сложнейшей спецоперации, проводившейся в горных районах Узбекистана и Киргизии, где прятались киллеры.
В ходе расследования Андрей Челышев заявил, что проходил обучение на некой специальной базе ГРУ, а потом стал выполнять заказные убийства, причем среди его жертв были вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Маневич и Владислав Листьев. Челышев уверял следователей, что его дядя, тоже служивший в ГРУ, в свое время познакомил его с неким чиновником по имени Заур. 1 марта 1995 года к Челышеву подошел человек по кличке Шерхан, сообщил, что он от Заура и предложил выполнить за деньги небольшую работу.
Челышев сел в Opel, где находились два кавказца и славянин. Все вместе они доехали до дома неподалеку от Павелецкого вокзала (как раз там проживал Листьев). Сам Челышев занял место за рулем иномарки, а его попутчики куда-то ушли и отсутствовали три часа. Потом они вернулись, причем у одного из мужчин из кармана торчала рация. А вскоре Челышев понял, что ездил на убийство Листьева. Через несколько лет он узнал, что Шерхана расстреляли в машине в центре Москвы. “Мне ничего не объясняли по поводу того, что должно было произойти. Если бы я знал, что придется принимать участие в убийстве Листьева, то я бы категорически отказался, потому что я и все члены моей семьи очень его любили”, — заявил следователям киллер.
На то, что эта банда причастна к убийству Михаила Маневича (он был застрелен снайпером в северной столице в 1997 году), указывало множество фактов. Свидетели дали показания, что летом 1997 года Сергей Челышев с другими членами команды находился в Санкт-Петербурге и готовился к какому-то крупному делу — искал оружие с “оптикой” и т.д. Позже у него видели оптический прицел. При обыске одной из квартир, где бывали киллеры, оперативники обнаружили кусок медной трубы, абсолютно идентичный тому, который преступники поставили в качестве запора на дверь чердака, откуда велся огонь по чиновнику. Кроме того, на месте преступления удалось найти волосы — экспертизу на ДНК тогда еще не проводили, но вот другие исследования с вероятностью до 99% показали, что волосы идентичны образцам, взятым у члена банды Николая Смирнова. Следствие полагало, что он помогал стрелку готовить амбразуру.
При обыске дома Фандоры в Тамбовской области милиционеры изъяли флакон с оружейным маслом. Согласно заключению экспертов, именно им мог быть смазан автомат, из которого стреляли в Маневича. Киллер был одет в галоши, а Сергей Челышев страдал заболеванием почек и часто ходил в такой обуви. Андрей Челышев тоже часто носил галоши — эта привычка сохранилась у него со времен проживания в Средней Азии. Василисин во время своих инструктажей рекомендовал сообщникам надевать галоши, если предстоит передвигаться по скользкой поверхности.
Следствие установило, что патроны, которые использовались для убийства Маневича, в 1989-1990 гг. украли из Военного института физической культуры (ВИФК). Как раз в это время обучение там проходил Юрий Волков, будущий военнослужащий ЗГВ. Фактически у оперативников не было сомнений, что именно задержанные члены банды расправились с Маневичем.
Но потом вокруг группировки киллеров стали происходить загадочные события. Андрей Челышев признался на допросах, что банда якобы действовала под плотным контролем отдельных генералов ГРУ, а Юрий Волков вообще является агентом глубокого внедрения разведуправления. Проверяя эту информацию, следователи Генпрокуратуры допросили одного из сотрудников ГРУ, признавшего свое знакомство с Челышевым. Нашлись свидетели, которые дали показания, что видели Андрея и Сергея Челышевых на подмосковной даче вместе с несколькими генералами и тогдашним министром обороны Павлом Грачевым (его даже вызывали в связи с этим на допрос, но он не явился). А как только начал давать показания Юрий Волков, в дело вмешались сотрудники ФСБ РФ — они увезли Волкова к себе, а потом забрали все материалы в отношении этого человека. Такая же судьба ждала материалы на Анатолия Волкова – их быстро выделили в отдельное производство из дела “банды Челышевых”. Сразу в нескольких силовых ведомствах оперативникам дали понять, что дальнейшее расследование будет иметь для них самые печальные последствия.
В результате следствие сосредоточилось на других возможных “заказчиках”, не связанных с Минобороны и ГРУ. Так, было установлено, что от представителей криминального мира задания на ликвидацию поступали через Сергея Яковлева по кличке “Фандора”. А ему их передавали “авторитет” Михаил Потапов (Моня) и “вор в законе” Вячеслав Крылов (Крыл). Последний был доверенным лицом влиятельного “законника” Аслана Усояна (Дед Хасан), который в 1996-1998 гг. проживал в Санкт-Петербурге.
Однако до суда в 2004 году дошли только два убийства мелких “авторитетов”, совершенные бандой киллеров. Сергей Челышев умер в тюрьме еще во время следствия. Андрей Челышев получил 20 лет тюрьмы и сейчас отбывает срок. Александра Василисина приговорили к 15 годам лишения свободы, Сергея Попова – к 10 годам. Сергея Яковлев отправился в колонию на 12 лет, отбыв их, вышел на свободу, а вскоре вновь отправился за решетку за вымогательство.
Выйдя после отбытия этого срока, он, по словам оперативников, перешел на подпольный образ жизни. Хотя продолжал заниматься прежними делами — организовывать различные преступления по поручению мафии и других “заказчиков”. Так продолжалось до тех пор, пока его труп не обнаружили в одной из столичных больниц.
Источник: rosbalt.ru