Конфликт в Сирии и действия России против террористических групп стали главными событиями мировой политики. И действия Турции, члена НАТО, имеющего собственные большие амбиции, до предела обострило ситуацию в регионе, вопреки даже национальным интересам страны.
Уже в годы русско-турецких войн второй половины XVIII века Блистательная Порта следовала скорее указаниям то французского, то британского посла, а не собственным решениям. Членство в НАТО, наличие влиятельных организаций, тесно связанных с американскими властями и спецслужбами, делают Турцию очень ограниченной в самостоятельности действий, особенно во внешней политике. Движение исламистов «Хизмет» постоянно проживающего в США Фетуллаха Гюлена, ультраправая организация «Бозкурт», связанная с западными разведками с 70-ых гг. прошлого столетия, — это мощные силы, с которыми Эрдоган обязан считаться. Как и с обязательствами государства-участника Северо-Атлантического альянса и наличием американских военных баз на турецкой территории.
Провокация с атакой на бомбардировщик Су-24 стала, исходя из логики и хронологии событий, ответом именно на российскую активность в борьбе с терроризмом. По свидетельству источников в рядах подконтрольного США альянса «Демократические силы Сирии» Турция пыталась скрыть концентрацию вблизи приграничного сирийского города Джераблус своих войск. Находящийся под контролем «Исламского государства» (ДАИШ, запрещена в России – прим. ред.) населенный пункт был заявлен Курдскими Отрядами народной Самообороны (YPG) как цель наступления, чтобы отрезать боевиков ДАИШ от подкрепления и снабжения из Турции и соединить два курдских анклава. После успехов YPG в боях против боевиков «Исламского государства», Турция и США заявили о планах создать «свободную от ДАИШ зону» в северной Сирии, американская авиация перестала оказывать поддержку курдам у Джераблуса, а турецкие войска начали стягиваться к сирийской границе. Кроме того, российские ВКС серьезно затруднили финансирование террористов бомбардировкой автоколонн с контрабандной нефтью, следовавших в Турцию из районов контроля ДАИШ.
Турецкая провокация требовала от России ответа. Пока он свелся к экономическим мерам, ограничившим туристическую и импорт товаров. Однако в качестве возможных и более действенных шагов по ограничению деструктивной активности Анкары могут выступать помощь инициативам Рабочей партии Курдистана, прекращение реализации проектов международного сотрудничества с Анкарой, включая строительство турецкого газового хаба и проработку процедуры принятия Турции в Евросоюз. При этом следует понимать, что Турция выступила лишь инструментом, а вся ответственность за ее конфликт с Россией полностью лежит на США, контролирующих военную активность Турции как члена Североатлантического альянса.
Обострение отношений Турции с Россией и Ираком создало дополнительное напряжение на обширной территории, постепенно заполняемой военными конфликтами, насилием и хаосом.
Эта зона нестабильности простирается от Восточного Средиземноморья до Афганистана и Пакистана, от Кавказа и Средней Азии до Индийского океана. Размеры территории и численность проживающего на ней населения — величины глобального масштаба, что усиливается сакральным значением многих мест для мировых религий.
Американские планы по радикальному перекраиванию границ стран Ближнего Востока секретом не являются. Обращение Барака Обамы показало, что и желание более широкого участия в военных операциях у руководства США имеется.
Оговорка президента США о том, что вероятная война будет вестись с терроризмом, а не с исламом, показывает наличие у американцев понимания рисков возникновения еще более обширного конфликта. Опасность здесь в том, что это может быть расценено в США не как нежелательный сценарий, а как шанс для выхода из далеко не лучшего положения в международных отношениях, слома негативных тенденций мировой экономики и получения решающего превосходства в технологиях и обеспечении ресурсами по образцу предыдущих мировых войн.
В таком случае Ближний Восток станет местом даже не аналога долгой и кровопролитной Тридцатилетней войны, закончившейся Вестфальским миром, на основе которого построена вся система международных отношений с множеством суверенных национальных государств. Вполне возможно, что именно этот регион выбран в качестве «детонатора», с помощью которого можно подорвать стабильность и мир в ЕС, России, Китае, Индии, других странах.
Достижение согласия между конфликтующими странами, считающимися борцами против международного терроризма, уничтожение ДАИШ как центра распространения насилия и человеконенавистнической идеологии — это очевидные цели, которые нужно ставить для предотвращения катастрофы планетарного масштаба. Есть ли принципиальное решение элит США о дальнейшем обострении ситуации или участившиеся провокации против России, Ирака, Сирии, террористическая активность в Европе — следствие их предвыборных противоречий, не так важно для потенциальной возможности мгновенного разрастания конфликта. Слишком много сил желают большой войны, которая бы им принесла колоссальную прибыль и власть.
В таких сложных условиях Россия должна апеллировать к реальным интересам заинтересованных стран. Турция, например, сама может развалиться от внутренних политических и этнических противоречий в случае распространения хаоса и насилия, которое она провоцирует своими действиями. Именно Россия может стать в сложившейся ситуации голосом разума, предостерегающим человечество от глобальных и губительных потрясениях. А т. к. настоящего мира без справедливости быть просто не может, то виновные в кровавых провокациях обязательно должны быть найдены и осуждены за свои преступления.
Сергей Простаков
Источник: iarex.ru