Самоубийство МВФ и крах Украины

By admin Dec 9, 2015

  Портал политических разоблачений WikiLeaks обнародовал переписку американских дипломатов по предоставлению Украине очередного транша Международного валютного фонда.

«Выделению Украине кредита от Международного Валютного Фонда на общую сумму в почти 16 млрд долл предшествовала разработка списка реформ, которые изначально были одобрены США, а впоследствии переданы на рассмотрение МВФ. Среди них на первом месте — пенсионная реформа. Некоторые из реформ, названных в переписке американских дипломатов и меморандуме, — повышение цены на газ для населения на 50% и ограничение практики упрощенного налогообложения — уже воплощены», — пишет издание antiraid.com.ua.

 Издание уточняет, что на первом месте среди необходимых к исполнению мер, которые перечислены в документах Wikileaks, идет пенсионная реформа: повышение пенсионного возраста как для женщин, так и для мужчин, а также отмена права на досрочную пенсию.

 Ранее сообщалось, что решение МВФ по второму пересмотру программы расширенного финансирования Украины и выделении очередного транша на сумму 1,7 миллиарда долларов будет зависеть от того, будут ли учтены требования фонда при принятии официальным Киевом государственного бюджета-2016 и проведении налоговой реформы.

 Суть вопроса

 В конце 2013 года Россия выдала Украине заем в размере 3 млрд. долл. 20 декабря сего года, согласно соглашению о займе, предстоит полное и окончательное погашение долга. Украинские власти, вдохновляемые из Вашингтона, заявляют, что погашать долг не будут. Киев в ультимативной форме предлагает Москве провести реструктуризацию долга на тех же условиях, на каких летом была проведена реструктуризация долгов Украины перед частными кредиторами (было предусмотрено 20-процентное сокращение основной суммы долга). Москва такой вариант рассматривать отказалась: российский заем относится к категории официального, должник не вправе требовать его реструктуризации. Отказ от погашения суверенного долга перед официальным кредитором означает дефолт государства, и МВФ не имеет права оказывать финансовую помощь такому государству. 

 Десятилетиями МВФ отрабатывал и шлифовал до блеска правила финансирования стран-членов. Однако это было до того, как весной прошлого года США втянули Фонд в свои нечистоплотные игры, связанные с Украиной. В начале прошлого года Вашингтон заставил МВФ начать крушить тщательно отрегулированный механизм международного финансирования, который создавался много лет. О грубейших нарушениях, допущенных Международным валютным фондом при выдаче кредитов Украине, я уже писал. За последние полтора года Фонд потерял остатки своей репутации, а 8 декабря он может закончить свое существование, совершив самоубийство. 

 Вокруг долга Украины перед Россией уже давно разворачивается мышиная возня. Арсений Яценюк много раз заявлял, что выданные Россией 3 миллиарда не относятся к категории официального кредита, и бесцеремонно пытался диктовать России: либо она присоединится к реструктуризации, проведенной с частными кредиторами, либо вообще ничего не получит. Все ждали окончательного заключения МВФ по вопросу о статусе российского займа Украине. Фонд долго, но вот наконец в ноябре официально объявил, что деньги, предоставленные Россией Украине, — это официальный кредит. Чиновники Фонда понимали, что решение, которого от них ждал Вашингтон (признание кредита частным, коммерческим), означало бы для МВФ самоубийство. Поразительно, что уже после официального заявления МВФ Яценюк снова огласил свой ультиматум к России, требуя от нее присоединиться к реструктуризации, проведенной частными кредиторами. 

 Думаю, что 8 декабря Вашингтон и некоторые его союзники в совете директоров Фонда попытаются выдать черное за белое и наоборот. Уже понятно, как может выглядеть заготовленный проект решения. В нём будет сказано, что, если государство-должник (Украина) пытается договориться об отсрочке или реструктуризации долга с государством-кредитором (Россия), а кредитор не соглашается, то из этого следует два вывода. 

 1. Первое из названных государств является «добросовестным» должником.

 2. Даже если «нехорошее» государство-кредитор объявляет дефолт по долгу «добросовестного» должника, МВФ может продолжать кредитовать «добросовестного» должника. 

 Посмотрим внимательнее, как выглядели в последние месяцы действия «нехорошего» государства-кредитора (Российской Федерации) и действия «добросовестного» должника (Украины). 

 Действия «нехорошего» кредитора

 Действие первое (его правильнее назвать бездействием). Еще в марте текущего года после резкой девальвации гривны уровень суверенного долга Украины перевалил за «красную черту» в 70% валового внутреннего продукта (ВВП). В соглашении о займе между РФ и Украиной было прописано, что кредитор вправе потребовать полного погашения долга в случае резкого ухудшения финансового положения должника. Конкретно была обозначена «красная черта» в 70% ВВП. Россия с марта 2015 года и по сей день ни разу не поднимала вопрос о досрочном погашении долга. Так может поступать очень «нехороший» кредитор!

 Действие второе. В октябре месяце президент России В. Путин поручил министру финансов А. Силуанову проработать с МВФ вопрос о возможном перечислении Фондом 3 миллиардов долларов, которые могли бы в свою очередь быть использованы Украиной для своевременного и полного погашения своих обязательств перед Россией. Так может поступать очень «нехороший» кредитор! Кстати, Фонд на инициативу Путина прореагировал с точностью до наоборот. Осенью Фонд должен был Киеву перечислить, согласно графику, очередной транш займа, который как раз мог бы помочь Украине развязать долговой узел. Однако чиновники МВФ вдруг нашли много нарушений на Украине и заявили, что до конца года транш не будет перечислен. Полагаю, что отсрочка очередного транша запланирована для того, чтобы наказать «нехорошего» кредитора (Россию). 

 Действие третье. В ноябре месяце «нехороший» кредитор на саммите G20 предложил перенести погашение долга на последующие три года (2016-2018 гг.) равными частями (по 1 млрд. долл.), попросив США и их союзников выставить гарантии по обязательствам Украины перед Россией. На это предложение долго никакой реакции не было, и лишь 5 декабря Минфин России сообщил, что США отказались от предложенного Россией плана рассрочки по выплате суверенного долга Украины и не намерены предоставлять гарантии по украинским обязательствам. Ответ красноречив: он показывает, каково финансовое положение Украины и чего на самом деле добиваются США.

Анатолий Тарасов

Источник: vesti.lv

By admin

Related Post

Leave a Reply