Совет директоров Международного валютного фонда (МВФ) утвердил во вторник реформу, позволяющую кредитовать должников в случае дефолта по суверенному долгу. Это решение связывают с попыткой фонда продолжить финансирование Украины, несмотря на ее отказ возвращать долг России. Однако это не устранит главную проблему — способность Киева обслуживать свой государственный долг.
Совет директоров Международного валютного фонда (МВФ) утвердил во вторник реформу, позволяющую кредитовать должников в случае дефолта по суверенному долгу. Об этом сообщил РИА Новости директор в МВФ от РФ Алексей Можин.
«Решение совета директоров фонда позволяет при ряде условий финансировать программы фонда при допущении дефолта по официальному долгу», — сказал он. «Я голосовал против. Про остальных говорить не могу из-за политики конфиденциальности», — добавил Можин.
По его словам, «решение вступает в силу немедленно» и будет применяться к уже ранее заключенным контрактам.
Обсуждение этого документа многие эксперты связывали с угрозой дефолта Украины по российскому долгу на 3 миллиарда долларов и стремлением фонда ее спасти. Хотя официальная позиция МВФ гласит, что идее проведении данной реформы – не первый год.
Министр финансов РФ Антон Силуанов назвал это решение поспешным и предвзятым.
«Решение об изменении правил выглядит поспешным и предвзятым. Принимается исключительно в ущерб России и в целях легализации возможности Киева не платить по своим долгам», — заявил Силуанов журналистам. На этом фоне, по его словам, «вопиюще выглядит нежелание США решать вопрос ратификации соглашения о пополнении капитала МВФ, который как раз очень бы пригодился для решения долговых проблем Украины».
«Получается, гораздо проще менять сформированные годами базовые правила работы МВФ, затягивать решение об изменении устава фонда и его капитализации, что безуспешно уже на протяжении многих лет обсуждается на «двадцатке», чем решать по существу проблемы оказавшихся в дефолте стран, реализующих программу МВФ», — сказал министр.
Россия намерена инициировать заседание совета директоров МВФ для подтверждения статуса суверенного долга Украины перед РФ, заявил глава Минфина Антон Силуанов.
«На уровне руководства МВФ нам подтверждали официальный статус долга. Сейчас мы намерены инициировать заседание совета директоров фонда для формального подтверждения статуса долга», — сказал Силуанов.
Россия уже готовит документы для обращения в суд на случай неуплаты долга Украиной.
«Мы сделали шаг навстречу — предложили вариант урегулирования долговой проблемы Украины и обратились в МВФ, так как понимали, что Киев не решает свои долговые проблемы самостоятельно. Но нам предложили вести переговоры наряду с коммерческими кредиторами», — сказал Силуанов.
«Это неконструктивный диалог, круг замкнулся. В этих условиях нам не остаётся другого выбора, кроме как использовать все возможности защиты своих прав как кредитора. Мы готовим документы для обращения в суд», — заявил министр.
О реструктуризации порядка 15 млрд долга Украина договорилась с владельцами бумаг еще в октябре, тем не менее проблема с 3 млрд государственного долга перед Россией так и повисла в воздухе: РФ ни в какую не соглашается на реструктуризацию, мотивируя это тем, что долг перед ней классифицируется как государственный и не подпадает под условия, предложенные частным инвесторам.
Ранее российский президент Владимир Путин уже выступил с предложением о реструктуризации долга Украины, но делать это предложил под гарантии Запада. И хотя в МВФ поддержали это решение как «начало движения к консенсусу», договоренности до сих пор достигнуто не было. Сама Украина заявила на том, что никакого официального предложения от России по долгу не получала, а США отказались давать гарантии по украинскому долгу.
В непонятной ситуации здесь оказался и МВФ, который поддерживает «построение демократической и открытой экономики» на Украине, для чего даже переписал собственные правила кредитования проблемных стран.
Хотя в МВФ признают риски для сотрудничества с Киевом. Как заявил представитель МВФ на Украине Жером Ваше, существует риск для продолжения программы сотрудничества в рамках механизма расширенного финансирования (EFF) между Международным валютным фондом и Украиной. «Мы вступаем в тяжелые времена, сложную ситуацию. Есть потребность в ответственной политике, в том, чтобы продолжать двигаться избранным путем. Мы видим определенные риски для программы МВФ», — сказал чиновник.
«Риски есть, – подчеркнул он. – Риск, как я говорил, в том, что может быть принят бюджет, который не соответствует целям программы МВФ, и в котором будет заложена политика, которую мы не поддерживаем». Жером Ваше полагает, что бюджетная политика страны должна соответствовать целям, которые были согласованы в программе между Украиной и фондом.
Пересмотр МВФ собственных правил сам по себе плохой прецедент для остальных, уверен начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. В этом случае крупные фонды могут пересмотреть политику инвестиций в облигации стран с низким рейтингом, поскольку они оказываются в этом случае менее защищенными. Но и для Украины ничего на этом не закончится. В случае дефолта Россия подаст в суд, и продолжит добиваться выплаты долга. В случае положительного решения, это осложнит дальнейшие заимствования Украины за рубежом.
Налоговая реформа если и будет принята, не станет немедленным спасением для экономики Украины, считает эксперт. Инфляция в стране составляет 46%, что подрывает экономический рост. Спад ВВП уже составил 7%. Уже через год долговая нагрузка может превысить 75% ВВП. Отказ МВФ давать гарантии по рассрочке долга перед Россией говорит о том, что организация не уверена, что через 3 года Украина сможет самостоятельно обслуживать долг, не прибегая к новым кредитам.
При этом украинская сторона получала предложения от кредитора по реструктуризации долга, раз о нем знают в США и Европе, говорит старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. Понятно, что в этой истории с займами политики больше, чем остального, но сути вопроса это не меняет: дефолт стоит на пороге Украины. Транш МВФ «завис» достаточно давно из-за ряда объективных причин, устранить их была масса времени, но ничего не сделано.
Получается, заключает Бодрова, что Киев действительно готов к дефолту. Сейчас он будет техническим — у заемщика останется возможность погасить обязательства впоследствии. Техдефолт не означает банкротства государства, но является его первой полноценной ступенью. Не исключено, что техдефолт Киев попробует применить как средство политической манипуляции, только вряд ли это удастся. Никто не захочет платить по чужим обязательствам.
Источник: agitpro.su