Турция прекратит отправку войск на север Ирака. Это пообещал премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу в письме иракскому коллеге Хайдеру Аль-Абади. Напомним, власти этой страны расценили ввод турецких войск на свою территорию, как военное вторжение, и потребовали от Анкары вывести их из Ирака в течение 48 часов. В противном случае Багдад пообещал принять серьезные меры, вплоть до общения в СБ ООН. Зачем турки зашли на территорию Ирака?
Дополнительные войска в Ирак вводить не будем, пока ваши тревоги по поводу этой проблемы не рассеются. В этом суть письма премьер-министра Турции своему иракскому коллеге. Напомним, что раньше в район близ иракского Мосула прибыло до батальона турецких военных. По сообщениям местных СМИ, это танкисты. Их задача — подготовка бойцов иракских курдов (пешмерга), которые воюют против «Исламского государства». С точки зрения Анкары, возглавляемые кланом Барзани иракские курды — хорошие, которые, в отличие от своих, турецких, не борются за создание независимого государства Курдистан, поясняет президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский:
«Пешмерга Барзани сотрудничают с турецкой армией против Рабочей партии Курдистана. Барзани является протурецким курдским лидером, как и всегда являлся. Он сотрудничает в поставках нефти от «Исламского государства» Эрдогану. Они партнеры. Так что пешмерга его совершенно точно ничего против Турции делать не будут».
Но, конечно же, одной лишь только подготовкой курдских танкистов задачи турецкого спецназа в Ираке не ограничиваются. Их главная цель совсем иная — присутствие и закрепление турецкого влияния в северной части этой страны, убежден Евгений Сатановский:
«Мосул испокон веков считался в Турции зоной, которую отторгли от Оттоманской порты несправедливо. Как, впрочем, и Алеппо, и север Сирии до Хомса включительно. Турция элементарным образом показывает, что у неё если не в Сирии, где уничтожение террористов российскими ВКС сильно портит её перспективы отторжения части территории этой страны, то хотя бы в Ираке что-то может получиться».
Не просто так в письме турецкого премьера сквозит некое лукавство — пока приостановим ввод, и дадим вам, официальный Багдад, время успокоиться и смириться с неизбежностью. А затем зайдем вновь. То есть Анкара спустя какую-то непродолжительную паузу продолжит наращивать свое присутствие в северном Ираке, полагает политолог, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров:
«Выводить они своих военных не собираются. Мало того, будут потихонечку посылать свои подкрепления. О чем идет речь? Мосул сейчас находится под контролем «Исламского государства». И давно идет речь, кто его будет штурмовать. Кто его будет брать. Напомню, что Мосул — это второй по значению город Ирака после Багдада, трехмиллионик, очень экономически развитый, недалеко находятся нефтепромыслы. Брать его, по всей вероятности, планировалось сначала силами курдских пешмерга при поддержке иракской армии».
Правда, иракская армия весьма слаба и участвовать в штурме Мосула может чисто символически. Реально этот город будут брать курды-пешмерга. А теперь, видимо, еще и турецкая армия. Всё-таки перспективы с захватом северного Ирака открываются шикарные. Нефть, трубопроводы, развитая экономика, отмечает Семен Багдасаров:
«Сейчас, я так понимаю, турки тоже хотят поучаствовать во взятии этого города под контроль с тем, чтобы совместно с Барзани (нельзя говорить, что это иракский Курдистан) управлять им. И турки как бы сами предложили, чтобы иметь там влияние. Никто их туда не приглашал, если не считать, конечно, приглашения семейства Барзани».
Возможности реагирования у официального Багдада крайне скромны. Силой вытеснить турецких военных из северного Ирака — невозможно. Остается только поднимать этот вопрос в международных инстанциях, что, собственно, Багдад и собирается делать. Прежде всего, официальные иракские власти расценили действия турецкого спецназа, как вторжение и дали 48 часов на его вывод. В противном случае, пообещали ответные, но доступные меры. В том числе, обращение в Совбез ООН.
Источник: discussio.ru