Председатель правительства подвел итоги года в интервью пяти российским телеканалам.
Программа «Разговор с Дмитрием Медведевым» транслировалась в прямом эфире «Первого канала», «России», НТВ, РБК и «Дождя». Первый же вопрос журналистов касался того, работает ли разработанный правительством «антикризисный план».
«Ситуация действительно непростая, хотя, напомню, последние годы у нас легкими и не были, – начал свой ответ Д. Медведев. – Такова текущая международная ситуация и наша внутренняя ситуация. Если говорить о моих оценках, то могу сказать, что «антикризисный план» сработал. Он позволил нам выдержать наиболее сложный период этого года, и практически по всем направлениям, которые мы для себя наметили в качестве важнейших, этот план принес результат».
Как он пояснил, задачей было остановить падение производства, падение экономики. «Сейчас, на базе тех данных, которыми располагает правительство, располагает Министерство экономического развития, я могу сказать, что падение экономики и падение производства приостановлено, и мы исходим из того, что следующий год мы уже будем расти, – подчеркнул глава Кабинета министров.
Как он добавил, «важнейшей задачей любого «антикризисного плана» является не допустить сползания уровня жизни людей. Насколько это удалось, судить, конечно, нашим гражданам, но все-таки хотел бы отметить, что мы сумели воплотить в жизнь важнейшие мероприятия, в том числе проиндексировать страховую часть пенсии, причем проиндексировать на всю сумму инфляции. В результате пенсионные начисления, пенсионные выплаты для людей, которые получают пенсию, не обесценились. Это очень важно с учетом того, что на такого рода индексацию в условиях практически экономического кризиса идут очень немногие страны. Мы это сделали».
Третий, исключительно важный, как сказал Д. Медведев, с точки зрения общего состояния дел в экономике момент – это поддержка финансовой системы. «Потому что мы можем сколь угодно долго рассуждать о том, что нужно заниматься доходами каждого конкретного человека, нужно стараться индексировать выплаты, но если финансовая система дает сбой, если банковская система рушится, то все, тогда труба», – подчеркнул председатель правительства. Как он заметил, финансовую систему поддержали, и банковская система работает нормально.
При этом он отмел упреки в том, что «банкам помогли, а банки такие-сякие, у них и денег много, и всего остального». Потому что «если банки несутся в пропасть, если они распадаются, то останавливается вся экономика», добавил глава правительства.
Как отметил Д. Медведев, удалось поддержать нашу промышленность и сельское хозяйство. «Ведь куда кризис, прежде всего, ударил? – задал он риторический вопрос. – По наиболее чувствительным сферам, типа автомобильной промышленности. Мы вложили деньги в наш автопром… Там есть падение, это правда, но все-таки оно не такое, как это предполагалось изначально. Сельское хозяйство. Здесь вообще ситуация вполне неплохая, потому что в этом году мы получим от 2,5% до 3% роста, и это в условиях, когда у нас есть целый ряд ограничений, прежде всего, финансовых. Вот поэтому я считаю, что «антикризисный план» сработал. Отдельный вопрос, надо ли этот план пролонгировать на будущее».
Следующим был вопрос о бюджете следующего года, где, по замечанию журналиста, цена на нефть заложена выше на 10 долларов, чем есть сейчас, а инфляция – в два раза ниже, чем сегодня.
Как сказал Д. Медведев, в условиях текущих оценок и текущего прогноза он считает этот сценарий вполне реалистичным. По его словам, действительно можно в два раза снизить инфляцию, практически до 6,4%. Что касается роста экономики, то, по замечанию председателя правительства, здесь оценки рознятся, Центробанк менее оптимистичен, нежели Минэкономразвития.
«Но даже самые пессимистичные оценки дают около нуля, а относительно оптимистические оценки роста экономики – где-то под 1%, – сообщил глава Кабинета министров. – Это неплохо в условиях того, что, напомню, мировая экономика тоже растет не очень быстрыми темпами. В европейской зоне рост 1,5%, причем это средний рост, некоторые экономики падают. Но у наших партнеров, например, таких близких партнеров, как Бразилия, рецессия уже 18 месяцев идет. Очень серьезное замедление в китайской экономике, то есть это все еще и отражение международных процессов».
Как подтвердил Д. Медведев, сегодня правительство исходит из реалистического сценария, при этом располагает «планом В» и даже «планом C» – на тот случай, если они потребуются в складывающейся ситуации.
«Конечно, цены на нефть не радуют, – признал он. – Ведь от максимума, который был еще совсем недавно, буквально несколько лет назад, когда цены достигали 150 долларов за баррель, мы спустились сейчас на уровень нефтяных цен в районе 37–38 долларов за баррель. Конечно, плохо, что наша экономика в такой степени зависит от нефти, но такова ее структура и не мы ее формировали». По его словам, она формировалась «лет 60 последних», и за пять-десять лет изменить структуру невозможно.
Отвечая на вопрос о том, не следует ли отказаться от наращивания расходов на оборону и увеличить финансирование социальной сферы, Д. Медведев объяснил, что «вопросами безопасности, вопросами обороноспособности ни одна страна жертвовать не может, даже самая маленькая. Самая, может быть, небольшая по населению и по территории страна обязана планировать значительные средства на оборону и безопасность. А что говорить о нашей стране? Мы самая большая, самая крупная в мире страна, с самой протяженной границей. Если у нас не будет нормальных вооруженных сил, у нас просто страны не будет».
Перейдя ко второй части вопроса, глава Кабинета министров указал: «Давайте признаемся прямо и откровенно: за последние 15 лет у нас был опережающий рост социальных расходов. Да, сложились для этого предпосылки, экономические предпосылки: цены на нефть стали высокими, мы могли больше тратить. В результате мы очень сильно расширили объем социальных обязательств, очень сильно. Достаточно вспомнить зарплаты, пенсии конца девяностых годов, даже привязанные к иностранной валюте, и сегодняшние – это совершенно разные цифры. И мы ничего не снизили. Ничего не снизили! Ни от одного социального обязательства не отказались. Поэтому социальный бюджет в этом смысле развивался практически по тому же сценарию, что и бюджет Министерства обороны».
По его признанию, он был готов к тому, что его спросят о финансировании сфер образования и здравоохранения, поэтому ознакомился с последними данными и «поговорил еще раз с коллегами-министрами». «Бюджет системы образования – и федеральный, и консолидированный – практически неизменен, – подчеркнул Д. Медведев. – Он, может быть, меняется на одну десятую от размера ВВП в сторону снижения. Практически неизменен. Бюджет здравоохранения на следующий год – и федеральный, и консолидированный – растет. Немного совсем, это тоже десятые доли ВВП, но он растет, не снижается. Поэтому, вопреки почему-то существующей позиции или даже мифу какому-то, что у нас социальные расходы падают, а расходы на вооружение растут, это не так. Наши социальные расходы стабильны, и они не падают».
Затронул он в своем интервью и курс национальной валюты, сказав: «Действительно, рубль перешел к совершенно новому состоянию, он находится в свободном плавании и это хорошо, потому что никто не диктует, каким рублю быть. Но, чего скрывать, он у нас очень сильно подвязан под нефтяные доходы и очень сильно подвязан под цену нефти».
Говоря о возможном повышении пенсионного возраста, Д. Медведев уточнил, что пока никаких решений по этому поводу не принято, однако в нынешних условиях вопрос имеет право на существование. По его мнению, проблему надо решать постепенно, так как не все люди сейчас готовы к повышению пенсионного возраста. Он также заметил, что считает справедливым отказ от индексации пенсий работающих пенсионеров в 2016 году.
В ходе интервью председатель правительства сказал: «Мы впервые познали цену собственным экономическим возможностям. Мы продолжаем жить, мы даже развиваемся. Мы живем хуже, наверное, чем мы бы хотели жить, это правда. Но, с другой стороны, мы теперь понимаем внутренние ресурсы российской экономики».
Источник: stoletie.ru