Регулятору важно не допустить разгона инфляции в конце года, поэтому снижать ключевую ставку он не будет, уверены эксперты.
11 декабря 2015 года на заседании совета директоров Центробанка будет представлено решение по уровню ключевой ставки. По прогнозам экспертов, регулятор, скорее всего, оставит ее без изменений или пойдет на символическое снижение этого показателя (не более чем на 0,5 процентного пункта).
15 декабря 2014 года ЦБ повысил ключевую ставку сразу на 6,5 п.п. — до 17% годовых. Весь нынешний год регулятор последовательно снижает этот показатель. Уже 30 января ставка уменьшилась на 2 п.п. — до 15% годовых. 13 марта — с 15% до 14%, 30 апреля — с 14% до 12,5% годовых, 15 июня — до 11,5%, 31 июля — до 11%. 11 сентября, а затем 30 октября ЦБ оставил ставку неизменной.
Председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин уверен, что ЦБ, скорее всего, оставит ставку без изменений.
— На фоне падения цен на нефть, девальвации рубля, введенного эмбарго против Турции, возможных торговых ограничений по отношению к Украине опасения по поводу инфляции усиливаются— поясняет Вьюгин. — В этой ситуации регулятор вряд ли пойдет на снижение ставки 11 декабря, даже на символическое (на 0,25–05 п.п). Главным ориентиром ЦБ при принятии решения об уровне ключевой ставки остается инфляция. И ЦБ, скорее всего, предпочтет ставку не снижать.
Управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова указывает, что обострение отношений с Турцией действительно может придать ускорение инфляции, а решение картеля ОПЕК повысить квоты по добыче нефти уже привело к снижению нефтяных котировок и может оказать дополнительное давление на курс рубля, и в этих условиях снижение ключевой ставки ЦБ станет дополнительным катализатором для инфляции.
Наталия Шилова, замдиректора центра макроэкономического прогнозирования и инвестиционной стратегии Бинбанка, ожидает, что «пауза в политике ЦБ в отношении ключевой ставки продлится и на декабрьском заседании, то есть ставка останется неизменной».
— С учетом курса рубля (курс рубля на 9 декабря 2015 года: 69,3 рубля за доллар; 75,3 рубля за евро), который вновь приближается к 70 рублям за доллар, инфляционные риски в стране вновь возрастают, — комментирует Шилова. — Решиться на понижение ставки можно только в случае полной уверенности в прогнозах дальнейшего снижения инфляции. А если нефть и, соответственно, российская валюта останутся вблизи текущих уровней в течение длительного периода, то с лагом 2–3 месяца инфляция вновь начнет ускоряться. Поэтому вполне логичным решением было бы продлить паузу и перейти к понижению ставок только тогда, когда рыночная конъюнктура станет более стабильной.
Дмитрий Грицкевич, ведущий аналитик Промсвязьбанка, уверен, что, несмотря на замедление недельной инфляции до 0,1%, возросшие инфляционные риски и ожидания населения не позволят ЦБ возобновить цикл снижения ставки в декабре.
— Ежемесячный опрос населения свидетельствует об усилении негативных ожиданий россиян по инфляции, экономике и курсу рубля в ноябре, — говорит Грицкевич. — Так, оценка ожидаемой инфляции через год в ноябре выросла до 15,8% с 15,3% в октябре. В ежемесячном мониторинге «О чем говорят тренды» экономисты ЦБ РФ отмечают, что «сохранение в течение продолжительного времени трендовой инфляции на высоком, превышающем ключевую ставку, уровне может привести к закреплению высоких инфляционных ожиданий». Кроме того, ЦБ ожидает вклад сокращения импорта турецких товаров в инфляцию до 0,4 п.п. к концу 2016 года, а «усиление таможенного контроля за импортом из Турции по всей товарной номенклатуре создает дополнительные риски роста цен».
Грицкевич отмечает, что «слабым звеном» по-прежнему остается потребительский спрос — в частности, наблюдается падение розничных продаж в реальном выражении в октябре составило 11,7% (г/г) на фоне снижения реальных доходов (-5,6% по итогам октября 2015 года) и реальных зарплат (-10,9%) населения.
— Регулятор воздержится 11 декабря от снижения ключевой ставки, сохранив ее на уровне 11%, — считает Грицкевич.
Зампред комитета Госдумы по финрынку Дмитрий Савельев считает, что ЦБ должен снизить ключевую ставку хотя бы на 0,5 п.п. 11 декабря 2015 года.
— Считаю, что ставка должна снизится, — заявил «Известиям» Савельев. — Во-первых, потому что об этом фактически было заявлено, во-вторых, это бы правильно прозвучало в контексте экономической части недавнего послания президента РФ Федеральному собранию. Значительного снижения ставки ожидать не приходится. На это сейчас немного макроэкономических оснований. Помимо прочего (фактическая инфляция, цена на нефть, курс рубля), есть и психологический фактор: история с дальнобойщиками «на ровном месте» добавила инфляционных ожиданий. Поэтому, скорее всего, снижение ставки будет незначительным.
Такого же мнения придерживается член президиума генсовета «Деловой России» Анна Нестерова.
По данным «Деловой России» и «Опоры России», сразу после повышения ключевой ставки ЦБ с 10,5% до 17% годовых в декабре 2014 года ставки по кредитам для крупного бизнеса взлетели с докризисных 14–16% до 30% годовых, для малого и среднего бизнеса — с 12–16% до 25–34% и остаются на сопоставимом уровне. Объем антикризисной поддержки правительством составляет более 2 трлн рублей, из этой суммы 65% предоставляется на поддержку банкам; 6,5% направляется на бюджетные кредиты регионам; 6,9% — на индексацию пенсий; 5,8% — на стимулирование кредитования жилищного строительства. В сумме это более 85% от планируемого антикризисного бюджета.
Управляющий директор компании «Инвесткафе» Иван Кабулаев утверждает, что ЦБ действительно может сильно снизить ставку для облегчения жизни реального сектора экономики (так как это снизит стоимость кредитов для предприятий).
— Вместе с тем снижение ставки еще больше подстегнет инфляцию, и обменный курс рубля будет находиться под давлением (так как на подешевевшие рубли банки начнут покупать валюту), — отмечает Кабулаев.
Ключевая ставка сейчас является основным инструментом денежно-кредитной политики ЦБ. Ставка, по которой регулятор финансирует банки, так или иначе влияет на ставки по кредитам и депозитам всей банковской системы. Повышение ключевой ставки ведет к снижению спекулятивного давления на рубль и позволяет ослабить его девальвацию. Напротив, снижение ставки способствует созданию дополнительного спроса со стороны банков, получивших дешевые рубли от ЦБ, на иностранную валюту. Кроме того, высокие ставки по рублевым инструментам означают их большую доходность и инвестиционную привлекательность, снижают бегство инвесторов и населения из рубля, что опять же положительно влияет на курс. С другой стороны, высокая ставка — это дорогие кредиты для экономики и ускорение инфляции. Что касается прямых инструментов для поддержки курса рубля, то ЦБ продолжает активно использовать валютные интервенции и валютный своп.
Анастасия Алексеевских
Источник: izvestia.ru