Ультраправая партия «Национальный фронт», возглавляемая Марин Ле Пен, одержала победу в первом туре региональных выборов во Франции. Партия получила около 28% голосов и победила в 6 из 13 регионов страны. Второй раунд голосования состоится 13 декабря.
Блестящие результаты ультраправой партии «Национальный фронт» в минувшее воскресенье – это напоминание о том, насколько сегодня мрачны политические настроения в Европе, комментирует The Economist. Региональные выборы проходят во Франции на фоне недавних терактов в Париже и крупнейшего в новейшей истории наплыва мигрантов в Европу. Предыдущей победой партии стали рекордные на тот момент 25% голосов на выборах в Европарламент в прошлом году.
Еще до выборов данные опросов общественного мнения показывали, что «Национальный фронт» пользуется большой общественной поддержкой. Тем не менее, пишет автор, фактический результат оказался шокирующим. Начиная с 1980-х гг., когда у власти был социалист Франсуа Миттеран, левые неизменно удерживали свое господство на севере Франции. Теперь социалисты оказались на третьем месте. «Это унизительно для правящей партии президента Франсуа Олланда и показательно, с точки зрения того, насколько больших успехов добилась г-жа Ле Пен, сделавшая стратегическую ставку на разочарование левых избирателей, прежде голосовавших за социалистов и коммунистов в регионе, где теперь царят высокий уровень безработицы и производственный упадок».
Теперь правоцентристам и левым придется решать, что с этим делать. Левые стали предлагать коалицию, что обеспечило бы поражение ультраправых, однако правоцентрист Саркози уже заявил, что он не намерен объединяться с социалистами. Специфика этого ажиотажа, комментирует автор, в том, что по факту полномочия региональных властей сильно ограничены, то есть победа той или иной партии носит в этом случае скорее символический характер. Но эта политическая символика сама по себе значима, особенно в условиях приближающихся президентских выборов, которые состоятся в 2017 г.
Каким бы ни был исход региональных выборов, представителям мейнстримных партий следует серьезно задуматься о том, почему ультраправые добиваются таких успехов на фоне всеобщего разочарования. Правящий президент Олланд по итогам парижских терактов ввел чрезвычайное положение, закрыл мечети с радикальной репутацией, разрешил полиции совершать рейды на жилые дома и заключать людей под домашний арест. Всё это меры из повестки «Национального фронта». Тем не менее, социалисты в первом раунде оказались на третьем месте, а победили ультраправые.
В Financial Times победу ультраправых прямо называют реакцией на теракты в Париже 13 ноября. В шести из тринадцати регионов страны партия лидирует. По прогнозам, этот результат дает основания ожидать, что у партии есть шансы победить как минимум в четырех регионах во втором раунде в следующее воскресенье. Популярность Ле Пен и ее партии примечательна, в первую очередь, в том смысле, что она неизбежно помещается в контекст грядущих президентских выборах, в которых Ле Пен собирается участвовать.
Значение этих региональных выборов в том, что они дают хороший срез общественных настроений за 18 месяцев до президентских выборов и спустя три недели после терактов. Однако следует учитывать, что в выборах в первом раунде из 44 млн. граждан, имеющих право голоса, проголосовало примерно 50%. Здесь сказалась напряженная, с точки зрения безопасности, обстановка.
Wall Street Journal комментирует победу «Национального фронта», с точки зрения того, что во французской политике появляется еще один полюс, способный примагничивать мейнстримных избирателей. Впрочем, победа в первом раунде еще не означает, что ультраправые действительно победят хотя бы в одном из 12 материковых регионов Франции. Собственно, специфика голосования в два раунда рассчитана на то, чтобы в нем могли участвовать маргинальные партии, в то время как второй раунд уже сужает выбор.
В этом случае победа «Национального фронта» означает, что две мейнстримные партии начнут принимать срочные меры, особенно в тех регионах, где у них традиционно большая избирательная база, которая в этот раз дала слабину. По большому счету, у партий два варианта: либо они объединяются в коалицию, либо кто-то выходит из игры в пользу конкурента. Пока, правда, консенсуса по этому вопросу они не достигли.
Впрочем, заключает автор, если партия Ле Пен все же победит во втором раунде хотя бы в одном из регионов, будет интересно посмотреть (особенно в преддверии выборов-2017), насколько ультраправые в принципе способны к управлению.
Анна Сакоян
Источник: polit.ru