Что ждет Турцию?

Что ждет Турцию?

Сейчас уже понятно – закат эры Т. Эрдогана медленно, но уверенно продвигается вперед. У него был шанс спасти свое политическое будущее, если бы турецкий президент набрался мужества и сразу принес извинения Москве за сбитый в сирийском небе российский бомбардировщик СУ-24, возвращавшийся с боевого задания по уничтожению позиций террористов.

Но вместо этого он стал врать, запутался в своих нелепых объяснениях, даже нагрубил России, да еще и подставил США, попытавшись объяснить действия ВВС Турции чуть ли не приказом лично Б. Обамы, полученным во время саммита «Большой двадцатки» в Анталье. Москва вынуждена была отреагировать адекватно, ударив по самым болезненным точкам турецкой экономики: сектору туризма и сельскому хозяйству. А это означает, что Анкара недосчитается в своем бюджете многие миллиарды долларов. Но и здесь Эрдоган проявил недальновидное упрямство, что вынудило РФ пойти дальше, вскрыв всю схему участия турецких властей и лично семьи президента в торговле контрабандной нефти и нефтепродуктами в интересах ИГ и своего клана, что осуществляется в нарушение резолюции СБ ООН от 12 февраля 2015 г. А это уже означает причастность Турции как государства и его высшего политического руководства к финансированию терроризма и его спонсированию напрямую, что подпадает под наказание в соответствии с положениями соответствующих международных конвенций, принятых в рамках ООН.

Такой разворот событий оттолкнул от Т. Эрдогана западных союзников, включая США. Ведь иметь дело с лидером, который не борется с ИГ и терроризмом, а поддерживает его – это означает самим запятнать свою репутацию. Да еще после мерзких терактов в Париже, которые осуществили в том числе и те, кто прибыл во Францию под видом беженцев с Ближнего Востока транзитом через турецкую территорию. И всем известно, что именно Анкара с финансовой помощью Саудовской Аравии и Катара организовала этот массовый «исход» беженцев летом и осенью с.г. со своей территории в ЕС, заодно пропустив туда сотни боевиков ИГ и других терорганизаций.

В НАТО доверие к подобному союзнику не может не вызвать вопросов.

Ясно, что своими действиями Эрдоган поставил также крест и на попытках Турции вступить в ЕС, о чем давно мечтают многие политические деятели страны и простые турки, особенно из бизнес-кругов.

Но главное – президент опозорил себя внутри страны. Его позиции и так постепенно слабли, но теперь он сам сбросил маску. Оказывается, лидер нации не просто исламист, но и пособник террористов. А ведь в Турции, особенно среди наиболее образованной части ее населения, настроения вовсе не в пользу возврата к законам шариата, а скорее движение в сторону европейских ценностей, основанных на светских принципах государственного и общественного устройства. Не зря ведь еще пару лет назад в Стамбуле на площади Таксим, Анкаре, Измире, Анталье и других крупных городах прокатилась мощная волна протестов и массовых демонстраций против политики Эрдогана. Да и курды, составляющие треть населения страны, были недовольны тем, как он выполняет свои обещания расширить их права и свободы в рамках заключенного меморандума.

В результате правящая партия – Партия справедливости и развития (ПСР), основанная в 2001 году бывшими членами умеренного консервативного крыла запрещённой в Турции исламистской Партии добродетели, с треском провалила выборы в июне 2015 года. Это заставило Эрдогана пойти на досрочные парламентские выборы в октябре с.г., чтобы восстановить большинство в парламенте. По прогнозам всех экспертов, она должна была провалиться еще с большим треском, но тут неожиданно по многим турецким городам накануне выборов прошла волна громких терактов, в которых президент тут же обвинил ИГ и других террористов. Население испугалось, что волна терроризма перебросится на турецкую территорию с сопредельных Сирии и Ирака, и проголосовала в пользу ПСР в надежде на то, что Эрдоган и его сторонники консолидируют общество на базе противодействия террористической угрозе. Даже ведущая легальная курдская Партия демократии народов (ПДН), образованная в результате слияния курдских левых партий и движений, которая должна была нарастить число своих сторонников, несколько утратила свое присутствие в новом парламенте. ПСР, конечно, не набрала 50% голосов, а только 49,1 %, но, ввиду системы подсчета голосов, получила в законодательном органе свыше 50% мест, что позволило ей единолично сформировать правительство. Однако это не позволяет Эрдогану провести те конституционные реформы, которые превратили бы страну в чисто президентскую республику во главе с ним и с полномочиями «султана». Для этого нужно квалифицированное большинство в парламенте.

Теперь же возникла ситуация, при которой лидер ПСР, он же премьер-министр стран А. Давутоглу, во многом обеспечивший успех правящей партии, по своему политическому весу приблизился к президенту. А история с СУ-24 еще более укрепила его позиции, хотя премьер-министр открыто не стал отмежевываться от президента. Он просто затаился и тихо выжидает удобного момента. Так что один серьезный претендент на замену Эрдогана уже есть. В отличие от Эрдогана, выросшего в подворотнях на улицах Стамбула и научившегося строить карьеру путем прямых стычек и драк, Давутоглу воспитывался в интеллигентной семье, избрав путь ученого-политолога. С 1995 по 1999 год работал на кафедре международных отношений в Университете Мармара. В 1998—2002 гг. читал лекции в качестве приглашенного преподавателя в Академии вооруженных сил и военных академиях Турции. В 1999—2004 гг. работал в должности профессора, состоял в совете управления, входил в ученый совет, заведовал кафедрой международных отношений в Университете Бейкент. 18 января 2003 года ему был присвоен ранг Чрезвычайного и Полномочного посла. 1 мая 2009 года был назначен на пост министра иностранных дел Турецкой Республики, который занимал до августа 2014 года, пока не был избран лидером правящей Партии справедливости и развития, а 28 августа 2014 года назначен исполняющим обязанности премьер-министра Турции и сформировал временное правительство из 13 министров от Партии справедливости и развития и 13 внефракционных на предвыборный период до конца 2015 года. 17 ноября 2015 года президент Эрдоган поручил ему сформировать новое правительство.

По сообщениям СМИ со ссылкой на заявление Ахмета Давутоглу, вооружённые силы Турции действовали по его прямому приказу в отношении СУ-24. Хотя, скорее всего, он просто «прикрыл» президента. Одно ясно: сейчас он уже не тихоня-профессор, а вполне матерый политик, причем своеобразных взглядов: исламист, но смотрящий в сторону Запада.

Еще один сильный конкурент Эрдогана – Абдулла Гюль, бывший президент Турции (с 28 августа 2007 года по 28 августа 2014 года). До этого (в 2002—2003 гг.) — премьер-министр Турции, затем 1-й заместитель премьер-министра и министр иностранных дел. Сторонник европейской интеграции Турции, он приложил немало усилий для того, чтобы его страна получила возможность приступить к переговорам о вступлении Турции в ЕС. Вместе с тем считается приверженцем исламских ценностей, хотя явно не таких радикальных, как Эрдоган и его приближенные. Кроме того, он известен своими тесными связями с Вашингтоном. Почему президент решил избавиться от него в политике – это пока остается вопросом без ответа. Скорее всего, А. Гюль «устал» от заскоков своего бывшего босса, особенно в том, что касается заигрывания с ИГ. Не случайно недавно он ездил в Вашингтон. Видимо, американцы стали примерять на него «костюмчик» президента по новой, чтобы отползти от одиозного Эрдогана, который все более поражает своей непредсказуемостью.

Конечно, все это вовсе не означает, что нынешнего лидера Турции уберут или он сам уйдет уже завтра. Реальный эффект от экономических мер РФ против Анкары за хамство в случае с СУ-24 наступит ближе в апрелю–маю, когда турецкие помидоры и овощи некуда будет сбывать, туристический сезон сорвется из-за того, что в страну не поедут 3,5 млн туристов, турецкий текстильный ширпотреб некому будет продавать, а затем начнет пропадать и урожай турецких фруктов. Этим, несомненно, воспользуется оппозиция, причем не только внутри ПСР, но и внешняя – в лице целого ряда политических партий, выступающих против курса Эрдогана. Их поддержит большинство бизнес-кругов Турции, сильно завязанных на сотрудничество с Россией, включая мощный строительный сектор.

Но замена Эрдогана на Давутоглу или Гюля, как, впрочем, и на кого-то из легальной оппозиции, состоящей из националистических (типа ПНД и ПНС), пантуркских и прозападно-либеральных партий (типа ДПП), а также партий кемалистского (РНП), социал-демократического и левого толка, которая сможет создать мощную коалицию против ПСР – это благоприятный сценарий. А произойти может гораздо более радикальное изменение.

Во-первых, кто помнит недавнюю историю этой страны, должен знать, что в свое время Эрдоган разругался с военной верхушкой, которая всегда играла огромную роль в сохранении стабильности Турции. Обвинив военных в заговорах, он бросил многих генералов и старших офицеров в тюрьму, и сейчас они оттуда вышли или выходят на свободу. И они, как и те, кто смог уцелеть от репрессий Эрдогана, спят и видят, как можно от него избавиться, заодно покончив с линией на исламизацию Турции. И армия не участвует в распиле доходов от контрабанды нефти ИГ. Так что при сохранении связей Анкары с ИГИЛ, военные, опираясь на поддержку союзников по НАТО, прежде всего высших военных кругов альянса, вполне могут совершить государственный переворот и вернуть ситуацию к 80-90-м годам, когда гражданские власти были лишь прикрытием для полувоенной диктатуры. Но такой вариант не устроит курдов и других этноконфессиональных меньшинств, которые знают жестокость армии в подавлении их прав.

Так что вполне возможен и второй вариант, самый неблагоприятный для страны, – погружение Турции во внутриполитический хаос, когда против ПСР и Эрдогана выступят сразу и армия, и легальная оппозиция, а главное – 22 млн курдов во главе с запрещенной Рабочей партией Курдистана (РПК). В этом случае гражданский конфликт там может закончиться развалом нынешнего турецкого государства с выходом из его состава курдских районов (вся Юго-Восточная Анатолия), которые вместе с КАР в Северном Ираке вполне могут создать независимое курдское государство, кардинально изменив весь баланс сил на Ближнем Востоке.

Что бы не произошло, и какой бы из всех выше перечисленных сценариев вариант не случился, одно понятно: своим упрямством, неумением уважать других, диктаторскими замашками, коррупцией своей семьи и связями с ИГ Эрдоган поставил свою страну на грань политической пропасти. И ему придется за это ответить. Прежде всего ответить перед народом Турции. А также перед Россией за подлое убийство двух российских военных, боровшихся с терроризмом.

Петр Львов

Источник: ru.journal-neo.org

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий