Турции продолжаются работы над основным боевым танком “Алтай”. Правда, турецкие инженеры и конструкторы, не имеющие собственного опыта и традиций по созданию техники такого типа, вынуждены были обратиться к иностранным производителям. В качестве партнеров была выбрана Южная Корея.
Разработчики К2 “Черная Пантера” из компании Rotem согласились поделиться с турками своими технологиями. В результате был разработан танк, имеющий классическую компоновку, который, по сути, представлял собой упрощенную версию южнокорейской машины. Так, если на К-2 установлен автомат заряжания, то турки решили оставить заряжающего.
До сих пор точно не ясно, сколько должен весить “Алтай”. Сообщалось о 55,60 и даже 65 тоннах.
Поскольку создание современного танка – задача довольно-таки сложная, то не удивительно, что инженеры Otokar стали сталкиваться с многочисленными трудностями. Были даже сообщения, что программа на грани закрытия.
На танке пока установлен 1500-сильный немецкий дизель, но было решено, что его мощности недостаточно, необходима силовая установка в 1800 л.с. К тому же, у Германии очень своеобразная политика в отношении экспорта вооружений в потенциальные горячие точки. Турки не забыли случай с поставками 40 штук САУ T-155 “Firtina” Азербайджану. На этих артсистемах также был немецкий двигатель, и поэтому Германия просто заблокировала данный контракт. В результате Баку приобрел российские самоходки “Мста-С”. В качестве партнеров по созданию нового танкового мотора поначалу рассматривались японцы с Mitsubishi Heavy Industries, но с ними что-то не заладилось. Поэтому работу было решено передать турецкой компании Tumosan. Военные эксперты выражают сомнения, что местным разработчикам удастся в довольно-таки сжатые сроки создать необходимую силовую установку.
На “Алтае”, как и на К2, есть гидропневматическая подвеска, благодаря чему боевая машина обладает хорошей плавностью хода. На испытаниях была достигнута скорость более 70 км/ч.
Танк вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой и спаренным 7,62-мм пулеметом. Благодаря современной системе управления огнем, возможно его применение днем и ночью. В качестве зенитного использован пулемет калибра 12,7-мм. Сообщалось, что многослойное бронирование “Алтая” будет способно противостоять большинству имеющихся противотанковых боеприпасов.
По мнению российских военных экспертов, несмотря на то, что турецкий “Алтай” заявляется как “танк будущего”, он является, по сути, аналогом существующих танков третьего поколения. Ничего перспективного и прорывного в нем нет.
Возьмем, к примеру, вооружение. По сути, турецкая пушка является аналогом немецкой 120-мм L-55, а оно уступает российской 2А82. Как уже неоднократно сообщалось в СМИ, дульная энергия 2А82 в 1,17 раза превосходит L-55.
Усовершенствованная модификация 2А82 в настоящее время устанавливается на танки Т-14 “Армата” и, возможно появится на модернизированных Т-90А. Российские танки, в отличие от турецких, имеют постоянно совершенствующееся управляемое ракетное вооружение.
По характеристикам подвижности Т-14 также превосходит “Алтай”. Пока машины будут иметь одинаковые по мощности двигатели, но наш танк легче. К тому же, в России также ведутся работы по двигателю в 1800 л.с. Благодаря применению более совершенной компоновки, на Т-14 российские экипажи, находящиеся в своеобразной броневой “капсуле”, будут обладать большими шансами на выживание в бою. Если говорить о бронезащите в целом, то, по мнению отечественных экспертов, “Алтай” соответствует Т-90МС, в этом аспекте его также нельзя сравнивать с “Арматой”. Для Т-14 уже созданы комплексы активной защиты, способные перехватывать не только управляемые ракеты, реактивные гранаты, но и высокоскоростные бронебойные подкалиберные снаряды. Этого на “Алтае” не планируется в принципе.
Если говорить о системах управления огнем, то уже на танке Т-90МС, который предлагается Россией на экспорт, стоит СУО, ни в чем не уступающее турецкой. Что тогда говорить об “Армате”, танке совершенно нового поколения. Если подытожить сказанное выше, то можно прийти выводу, что попытка создать национальный танк имеет для турков больше политическое, чем военное значение. Им хочется заявить о себе как о могучей державе, которая способна производить высокотехнологические изделия. Но есть примеры, когда подобные амбиции превращаются в долгострой, длящийся десятилетиями. Можно вспомнить Индию, которая пыталась создать свой танк “Арджун”. Вероятно, нечто подобное будет и у Турции. Тем более, уже сейчас сроки начала серийного производства танка перенесены на более позднее время.
Однако, все более увязая в конфликтах в Ираке и Сирии, Турция пока не собирается отказываться от создания образцов бронетехники, которую предполагается использовать во время боевых действий на близлежащих территориях. Кроме того, существуют амбициозные планы по экспорту данного оружия потенциальным союзникам.
Источник: vpk.name