Турция. Сирии ей мало

Турция. Сирии ей мало

Анкара вторглась на территорию Ирака. Турецкие солдаты намерены остаться там надолго.

Судя по всему, речь идет не о временном пересечении границы для преследования боевиков РПК, и не о полулегальных операциях по обучению бойцов курдского ополчения «пешмерга», которые турки проводят в Ираке уже давно. На этот раз группировка вторжения насчитывает 130 человек при двух десятках танков, а неофициальные источники говорят даже о нескольких тысячах бойцов.

По данным турецких СМИ, Анкара намерена создать в районе Мосула постоянно действующую военную базу. Якобы договоренность о ней была достигнута месяц назад в ходе переговоров между президентом Иракского Курдистана Масудом Барзани и специально прибывшим в северный Ирак министром иностранных дел Турции (тогда этот пост занимал Феридун Синирлиоглу).

Официально Анкара версию о постоянной базе опровергает. «Лагерь Башика, в 30 километрах к северо-востоку от Мосула, является тренировочным объектом, созданным для поддержки местных добровольческих сил, которые борются с терроризмом», — уверяет премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу. Однако багдадские власти это объяснение не удовлетворило — сам факт незаконного присутствия турок на иракской территории был встречен, мягко говоря, без энтузиазма. «Если даже причиной ввода военных была помощь и поддержка сил, воюющих с ДАИШ, то почему это было сделано без предварительного согласования с Ираком?», — вопрошает официальный представитель Минобороны страны Насир Нури. «Вооруженные силы Турции, находящиеся рядом с Мосулом, вторглись в страну без согласия, и они должны немедленно уйти», — говорится в заявлении, опубликованном пресс-службой иракского премьера. Парламент же настроен более радикально. Глава комитета по безопасности и обороне Хаким аль-Замили пригрозил Анкаре «военными действиями», если та не выведет свои войска с территории Ирака.

Но, турки не уйдут, а в Ираке нет консенсуса относительно того, как заставить их уйти — пока Багдад решился лишь на вызов турецкого посла в иракский МИД. В этой ситуации Россия должна стоять в стороне и не вмешиваться. Да, в условиях нынешнего российско-турецкого конфликта грех не использовать нынешнюю акцию Анкары для усиления международного давления на нее. Ведь речь идет о прямом нарушении турками суверенитета государства, руководство которого (в отличие от правительства Башара Асада) официально признается легитимным всеми актрами мировой политики, включая Турцию. Однако Москве стоит поумерить пыл и ограничиться лишь общими заявлениями, без каких-либо угроз и, тем более, действий. Глупо мешать туркам самим копать могилу для упокоения своего суверенитета.

По сути иракская операция Турции является элементарной авантюрой. Да, Анкара поддерживает своих курдских союзников (каковыми являются ее давние бизнес-партнеры среди лидеров иракских курдов, продающие туркам иракские углеводороды в обход Багдада). Однако одновременно с этим турецкие власти создают себе ряд стратегических проблем.

Во-первых, с Вашингтоном. Судя по всему, вторжение в Ирак является очередной односторонней акцией турецких властей. Агентство Рейтерс со ссылкой на свои источники утверждает, что с Пентагоном (возглавляющим антитеррористическую коалицию, воюющую в Ираке) турки свои действия не согласовывали. И если отбросить версию о том, что США решили окончательно порвать все связи с Багдадом из-за его проиранской направленности, то в Вашингтоне действиями Анкары будут недовольны. Турки не только ставят под вопрос американское лидерство и обостряют американо-иракские отношения, но и фактически играют на раскол «западной» коалиции. В любом случае Вашингтон уже давно недоволен неподконтрольными действиями турецких властей и, вероятно, будет вынужден заняться воспитанием Турции. Например, через усиление контактов с сирийскими курдами.

Во-вторых, с Ираном. Сейчас Ирак является иранской сферой влияния, и любые агрессивные действия против официального правительства в Багдаде рассматриваются иранцами как недружественные. Турецко-иранские отношения и без того балансируют на грани с прогнозом на дальнейшее обострение. Если раньше несмотря на действия Анкары в Сирии Тегеран не мог себе позволить ссориться с турками (которые вопреки санкциям вели контрабандную торговлю с Исламской республикой), то сейчас, после выхода Ирана из-под санкций, все его ограничения в отношении Турции исчезают. В итоге Анкара придет к тому, что у нее будут крайне напряженные отношения со всеми своими соседями из числа великих держав. А, как известно, страна не может нормально развиваться в условиях абсолютно враждебного окружения. Нарушается правильный порядок принятия внешнеполитических решений, тормозится развитие гражданского общества, возникает чрезмерная и в каком-то смысле самоубийственная агрессия.

Наконец, в-третьих, демонстративно нарушая суверенитет Ирака, Турция тем самым способствует распаду этого государства и созданию Иракского Курдистана. Который может стать серьезной проблемой для самой Турции. Да, сейчас курды ценят свои отношения с турками — не случайно тамошние лидеры даже попытались прикрыть Анкару от российских обвинений, заявив, что это их бензовозы изображены на предоставленных Минобороны РФ спутниковых фото. Однако нет никаких гарантий, что в будущем, когда Турция им будет больше не нужна, отношение несколько изменится. Особенно в том случае, если их самые старшие друзья — американцы — решат с помощью них наказать младших друзей в лице турок.

Источник: discussio.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий