Руководство ИГИЛ держит Сирт мертвой хваткой, и западные разведки начинают верить в то, что ядро организации рассматривает ливийский плацдарм в качестве резервной базы, в случае коллапса исламского государства в Сирии и Ираке.
Когда ливийское крыло Исламского государства впервые подняло черный флаг над городом Сирт почти год назад, речь шла не более, чем о банде местных бандитов, пытавшихся выглядеть крутыми.Сегодня Сирт – активно управляемая колония ИГИЛ, наполненная иностранными боевиками, сообщают местные жители и ливийские пленные, недавно выпущенные из тюрьмы.По мере того, как ИГИЛ ощущает все большее давление и в Сирии, и в Ираке, его высшее руководство начинает рассматривать варианты отступления и смены курса.Представители западных разведок утверждают, что Сирт – единственный филиал ИГИЛ работающий под прямым контролем лидеров Исламского государства.Патрик Приор, аналитик Defense Intelligence Agency говорит: “Ливия – это тот филиал, который нас беспокоит более всего”.Руководство ИГИЛ держит Сирт мертвой хваткой, и западные разведки начинают верить в то, что ядро организации рассматривает ливийский плацдарм в качестве резервной базы, в случае коллапса исламского государства в Сирии и Ираке.Западные источники утверждают, что и американцы, и британцы послали свои элитные подразделения коммандос для наблюдения и сбора информации на местах. Американцы также увеличили количество авиаударов, но военные стратеги в отчаянии от отсутствия перспектив долгосрочного решения для Ливии.В Ливии Запад столкнется , как минимум, с не меньшими проблемами, чем в основной базе ИГИЛ – в Ракке, посреди бедлама гражданской войны. Там Исламское Государство зажато между различными враждебными вооруженными группами – его постоянно бомбят американцы, русские, французы и сирийцы.
В Ливии, где НАТО инициировало кампанию бомбардировок против Каддафи четыре года назад, функционирующее правительство отсутствует. Враждующие фракции куда более заняты войной друг с другом, нежели проблемой искоренения Исламского Государства, а соседи Ливии либо слишком слабы, либо слишком нестабильны для того, чтобы пойти на военную интервенцию.
Исламское Государство уже установило зону эксклюзивного контроля над более чем 240 км ливийского побережья в районе Сирта – от Абугрейн на западе до Навфалийя на востоке. Все клятвы милиций соседней Мисраты изгнать ИГИЛ оказались пустым звуком.Лидеры милиций и западные представители полагают, что численность ИГИЛ в Сирт составляет 2 тысячи боевиков (по другим оценкам – более 5 тысяч). Несколько сотен находится в Сирте, остальные – восточнее, у Навфалии. Серия взрывов, убийств и атак в Адждабийя – еще одном городе дальше на восток, породили опасение того, что он является следующей целью Исламского Государства. Оккупация Адждабийя предоставит ИГИЛ контроль над стратегически важным пересечением дорог и над нефтяными терминалами к югу от города.Более того, в переплетении фракций, захвативших то, что осталось от Ливии, боевики Исламского Государства продолжают получать вооружения и аккумулировать нефтяные богатства, которые при другом раскладе должны были бы принадлежать ливийскому государству.
Один из лидеров Исламского Государства, бывший офицер армии Саддама Хуссейна, известный под именем Абу Али аль-Анбари недавно приплыл в Ливию, сообщает западная разведка. Другой лидер – Виссам Наджм Абд Зайяд (Абу Набиль) до последнего времени был командиром в Дерне. Он был убит в результате американского удара с воздуха.
Два дальнобойщика, освобожденные из тюрьмы Сирта, говорят, что они потрясены уровнем контроля иностранцев над городом. Водители говорят, что оказались в окружении десятков боевиков, говоривших на иностранных диалектах арабского – тунисском, египетском, иракском, йеменском и суданском.
Все они подчинялись саудовскому администратору Сирта – “вали”, присланному Исламским Государством. Каждый раз, когда над городом появляются дроны, охрана бежит к вали, забирает его сотовый телефон и прячет администратора в надежном месте. Вали периодически меняются, все они, как правило – граждан государств Залива.
Водители говорят, что военное командование состоит из иракцев, которые считаются более могущественными, чем саудовцы, но они встречались только с гражданской администрацией. Вали лично допрашивал всех узников тюрьмы Срта – 90 человек и предлагал им “раскаяние” – то есть принесение клятвы верности Исламскому Государству.
Родина Каддафи
Сирт был родным городом и последним бастионом Муамара Каддафи. Первые зачатки Исламского Государства появились там немедленно после го устранения.После расправы над Каддафи часть города оккупировала бригада Мисраты под командованием молодого харизматичного экстремиста. Осенью прошлого года город оказался в центре нарастающей гражданской войны. Милиции, наводнившие Ливию, разделились на две враждующие коалиции, сцепившиеся в схватке за деньги и влияние.В результате, к власти в городе пришла третья сила — ИГИЛ.
Источник: vesti.lv