2 декабря в Киеве был презентован тематический обзор ситуации с правами человека в условии оккупации – «Перемещение гражданского населения Российской Федерации на оккупированную территорию Украины», где собраны факты военного преступления. Над изданием работали Региональный центр прав человека, Украинский Хельсинский союз по правам человека и экспертно-аналитическая группа CHROT. Результаты этой работы будут переданы на рассмотрение в Международный уголовный суд, а правозащитники продолжат работу над сбором доказательств.
С самого начала оккупации Крыма ряд правозащитных организаций проводили мониторинг ситуации на полуострове и собирали факты нарушений прав человека на оккупированной территории. В связи с принятием в сентябре 2015 года Украиной декларации о признании юрисдикции Международного уголовного суда в отношении территории Крыма, материалы мониторинговых, аналитических отчетов правозащитников приобретают значение и вес доказательств военного преступления, отмечают эксперты.
«Теперь Международный уголовный суд сможет осуществлять судебное преследование лиц, виновных в осуществлении преступлений Российской Федерацией на территории оккупированного Крыма», – поясняет последствия решения Рады руководитель адвокационного центра Украинского Хельсинского союза по правам человека Борис Захаров.
«Очень важно, что второе обращение Украины о признании юрисдикции Международного уголовного суда распространяется на всю территорию Крыма. Это точка зрения не только наша, но и офиса прокурора международного уголовного суда. То есть в международных организациях международных органов правосудия есть понимание, что Крым – это территория Украины», – говорит юрист, эксперт по международному гуманитарному праву, КИМО (КНУ им. Т.Г.Шевченко) Антон Кориневич.
В многочисленных отчетах правозащитных миссий были накоплены доказательства военных преступлений России на Крымском полуострове. Среди них: присвоение собственности, не продиктованное военной необходимостью, принуждение к службе в рядах армии страны-оккупанта без права выбора, нападения и похищения жителей Крыма. Однако наиболее жестким военным преступлением юристы считают перемещение российских граждан на оккупированную территорию Украины.
«Переселение граждан Российской Федерации на оккупированную территорию – это то преступление, которое имело место в время Второй мировой войны, это то преступление, которое влечет за собой демографические изменения, изменение состава населения. Это одно из наиболее жестких военных преступлений, которое только можно себе представить», – говорит Антон Кориневич.
«Мы будем постоянно подавать данные в суд. Каждый наш дайджест будет посвящен конкретному преступлению, информация будет постоянно обновляться, собираться и передаваться», – отметил Борис Захаров.
«Очень важно иметь такие отчеты, как мы получили сегодня, и очень важна роль наших украинских неправительственных организаций правозащитных. Общаясь с делегацией представителей Международного уголовного суда в Киеве, мы поняли, что офис прокурора ожидает информацию, которую можно будет анализировать и которую можно будет использовать для решения вопроса: начинать уголовное дело или нет», – отмечает Антон Кориневич.
«Когда-то фашистская Германия держала ответ в Нюрнбергском процессе за такие преступления, как перемещение своих гражданских людей на оккупированные территории стран, которое она оккупировала. Я думаю, действиям Российской Федерации также будет дана правовая оценка именно в связи с тем, что она изменяет сегодня демографическую картину полуострова Крым», – поделилась советник Министра по вопросам информационной политики относительно Крыма ЭминеДжеппар.
За преступления российской власти в Международном уголовном суде будут отвечать конкретные личности, отмечают эксперты.
«Международный уголовный суд – это индивидуальная уголовная ответственность за совершение международных преступлений, конкретно – военных преступлений. Скажем, если открывается уголовное дело по ситуации в Крыму, то это могут быть ордеры на арест представителей так называемой крымской власти, которые отдавали распоряжения или которые фактически осуществляли эти преступления. И Российская Федерация должна будет выдавать этих преступников», – говорит Антон Кориневич.
Он также уточнил, что Россия действительно будет вынуждена ради сохранения собственного имиджа выдавать лиц, признанных преступниками Международным уголовным судом.
Однако правозащитники не тешат себя надеждами на скорое рассмотрение крымского уголовного дела на международном уровне. Пример Грузии заставляет понять, что такой процесс потребует не одного года расследования.
«В 2008 году в Грузии произошел военный конфликт, и поскольку Грузия еще до того ратифицировала Римский статут, Международный уголовный суд не ждал от них обращения, а сразу начал процедуру предварительного изучения материалов. Он собирал разные свидетельства, что заняло 7 лет. И суд только месяц тому назад решил перейти к основному рассмотрению грузинского дела. Это дает понимание о сроках рассмотрения», – отметила председатель правления Центра информации о правах человека Татьяна Печончик.
На этапе предварительного изучения дела Международный уголовный суд устанавливает два факта: действительно ли на территории государства совершены преступления, которые подпадают под юрисдикцию Римского статута, и способно ли государство самостоятельно провести расследование и привлечь виновных к наказанию.
Юристы склоняются к необходимости привлечения международных судебных органов для расследования «крымского дела».
Инна Аннитова
Источник: ru.krymr.com