Что же нового сказал президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию? Насколько справедливы обвинения Путина в адрес Эрдогана? Какова подоплека конфликта между Москвой и Анкарой? Вот главные темы комментариев немецких СМИ.
Послание в жанре утопии
“Грубые упреки в адрес Турции” – так 4 декабря озаглавил свой анализ речи Владимира Путина московский корреспондент газеты TAZ Клаус-Хельге Донат (Klaus-Helge Donath). Он указывает, что для политика, который только что разругался с соседней Турцией и потерпел поражение в походе на восток Украины, Путин держался хладнокровно. Сдали у Путина нервы только в пассаже о Турции. Автор пишет:
“На прошлой неделе турецкий истребитель сбил российский СУ-24, который, по версии Анкары, нарушил воздушное пространство Турции. С тех пор деспоты клеймят друг друга. Безжалостно и упрямо. Путин требует извинений. Московские пиарщики легко подали бы это, как коленопреклонение султана перед царем. Но новоявленный османский султан щетинится. Оба они прекрасно владеют лишь языком силы и угроз. Тема Путина захватила. Он угрожал, оскорблял, но потом заявил, что “не собирается бряцать оружием”.
Далее Клаус-Хельге Донат обращается к прозвучавшим из Москвы обвинениям в том, что правящая клика в Турции, якобы, наживается на “преступных сделках с террористами” и констатирует, что многое звучало так, как будто Путин, сам того не замечая, описывает ситуацию в собственной стране. Затем автор переходит к экономической части послания и тезисам о том, что санкции – шанс для импортозамещения и что Россия вскоре завоюет мировой рынок своими экологически чистыми продуктами. Клаус-Хельге Донат заключает:
“Все это звучало очень оптимистично, однако утопично. Но утопия – это и есть основной жанр послания о положении нации. Выполнять наказы не обязательно, никто никогда ни с кого не спрашивает. Требования жестко бороться с бюрократией и коррупцией звучат каждый год. Проблемы редко решаются, они, скорее, усугубляются.
После Турции вторым пунктом обращения Путина стала коррупция. Тут режиссеры гостелевидения позволили себе показать крупным планом генерального прокурора Юрия Чайку. Это выглядело как предостережение и ободрение по принципу: мы тебя не сдадим, если ты нас не сдашь. Но мы все знаем. На самом деле, между султаном и царем должно бы царить полное взаимопонимание”, – считает московский корреспондент газеты TAZ Клаус-Хельге Донат.
Источник: msn.com