Черкесская общественность России и Турции возмущена решением ректора Адыгейского государственного университета Рашида Хунагова приостановить сотрудничество с университетами Турции. В этой стране проживает многомиллионная черкесская диаспора.
Решением ректора АГУ Рашида Хунагова из университета Дюздже отозваны ученые Адыгеи: профессор М.Н. Хачемизова, доценты Р.Н. Долева и С.Г. Шхалахова, говорит черкесский общественник из Нальчика Аслан Бешто:
«Они создали в Дюздже кафедру черкесского языка, на которой 22 студента обучались методике преподавания адыгского языка с той целью, чтобы в будущем создать новую, адаптированную к Турции методику обучения диаспоры родному языку. Это крайне актуально, потому что языковая и культурная ассимиляция нашего народа сейчас достигла угрожающих размеров именно в Турции».
По мнению черкесского общественника из Краснодара Аскера Сохта, никаких оснований для отзыва российских преподавателей не было. С 1 января 2016 года приостанавливается безвизовый режим с Турцией, вводятся ограничения в области туризма, поставок сельхозпродукции и привлечения турецких рабочих. При этом, подчеркивает Аскер Сохт, каких-либо санкций гуманитарного характера российское правительство не принимало:
«1 декабря на совещании, которое проходило в РУДН, заместитель министра образования Вениамин Каганов, вопреки указу президента и постановлению правительства РФ, отдал распоряжение о приостановлении сотрудничества с турецкими вузами. На основании этого устного распоряжения вузы приостановили договоры и отозвали преподавателей из Турции».
По словам Аскера Сохта, трудно понять, что это было: то ли чрезмерное служебное рвение чиновника в надежде, что оно будет замечено и вознаграждено руководством, то ли патриотический раж, из-за которого Вениамин Каганов забыл, что он государственный служащий, который не имеет права выходить за рамки своей компетенции. Но в итоге чиновник вполне себе среднего уровня нанес колоссальный ущерб многомиллионной черкесской диаспоре в Турции:
«Началу преподавания черкесского языка в Турции предшествовали большие события. В 2012 году по Турции прокатились акции протеста. Многотысячные черкесские акции прошли в Анкаре, Стамбуле и Кайсери впервые за всю историю современной Турции. Черкесские организации требовали введение изучения родного языка в вузах и школах Турции. Они обратились в парламентскую ассамблею Совета Европы, в европейский парламент. Вмешался в эту ситуацию верховный комиссар по делам национальных меньшинств. В результате этого общественного давления власти Турции разрешили преподавание черкесского языка. С Кабардино-Балкарским и Адыгейским университетами были заключены соответствующие договоры о сотрудничестве с турецкими вузами. В рамках этих соглашений в Турцию были направлены специалисты, и началась подготовка будущих учителей черкесского языка. Уже три года, как идет учебный процесс, уже открыты магистратуры, и вот наносится такой удар вне связи с какими-то решениями президента, правительства».
Правда, 3 декабря, спустя двое суток после распоряжение Вениамина Каганова, министр образования и науки Дмитрий Ливанов опроверг слова своего заместителя – мол, студентов отзывать никто не собирается, они вернутся по окончании учебы. Ничего не было сказано и об отзыве преподавателей.
По мнению моих сегодняшних собеседников, это постыдная история для российской вертикали власти. Получается, что любой чиновник в ранге заместителя министра может безнаказанно принимать внешнеполитические решения, по своему усмотрению вводить свои санкции против тех или иных государств, по сути, вмешиваться в компетенцию президента.
Мурат Гукемухов
Источник: ekhokavkaza.com